В Запорожье по милости Божьей вновь освящен поруганный иконостас 18 века (+Видео, много фото, пост-релиз)

Фев 22nd, 2016 | Из категории : НОВОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ, НОВОСТНАЯ ЛЕНТА

22 февраля, в Покровском архиерейском соборе г. Запорожье, Высокопреосвященнейший Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский, совершил чин освящения казацкого иконостаса XVIII в.

Читайте также: В Запорожье освятили уникальный казацкий иконостас XVIII века (+ФОТО)

ОФИЦИАЛЬНО: Запорожский проспект Ленина стал проспектом Соборным, памятник Ленину демонтируют!

ЗАПОРОЖЬЕ. В Свято-Покровском соборе расположены копия Туринской плащаницы, икона св. прав. Петра Калнышевского, казацкий иконостас 18 века

Канонизация УПЦ св. праведного Петра Калнышевского в Запорожье 13 ноября 2015 (+полное видео)

По сути это был чин переосвящения. В этом была острая необходимость, как прокомментировал это событие журналистам Его Высокопреосвященство.

«Дело в том, что после окончания срока аренды храма Покрова Пресвятой Богородицы на острове Хортица между Запорожской епархией Украинской Православной Церкви и ИКЗ «Запорожская Сечь», иконостас пришлось демонтировать. Эти работы были поручены не церковным людям, а светским, многие из которых к тому же курят. Затем иконостас транспортировали с места на место. И мы не знаем, какие люди, и каким руками к нему прикасались. Всегда в подобных случаях совершается чин освящения, также как и после ремонта храмов, чтобы омыть ту скверну, которая могла к нему пристать».

Те, кто видит иконостас не в первый раз, отмечали его необычную красоту и яркий колорит, которые раньше не так проявлялись.

Но главное, как сказал, владыка, чтобы верующий человек за внешней красотой смог увидеть глубокий духовный смысл.

«Для церковного искусства основным критерием является его соответствие смыслу Литургии, ради которой и в духе которой оно творится. Казацкий иконостас находится рядом с ракой святого праведного Петра Калнышевского - последнего кошевого атамана Запорожской Сечи, что само по себе очень символично и органично».

Отвечая на вопрос, почему был выбран Покровский собор, Его Высокопреосвященство, в частности, сказал: «Иконостас - это украинское барокко,- искусство, которое было присуще нашим братьям казакам. Известно их отношение к вере и к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому нахождение иконостаса именно в Покровском соборе является воплощением наших украинских традиций и глубокой православной веры».

Иконостас XVIII века в Покровском архиерейском соборе г. Запорожье - это настоящее произведение искусства

Иконостас XVIII века - это настоящее произведение искусства, написанное в стиле украинского барокко является редкостью для юга Украины. Как заметил Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука: «Это знаменательно вообще для всей нашей державы, потому что такое количество икон, именно собранных в иконостасе, это большая редкость. Если учесть, что этот иконостас готовился для вывоза за границу. Вот человек (Е. Анисимов) позаботился в том, чтобы наше духовное наследие было оставлено на той земле, где было изготовлено».

Читайте также: КАЖДУЮ СУББОТУ В ПОКРОВСКОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ Г. ЗАПОРОЖЬЕ (проспект Соборный) - молебен с акафистом Покрову Божией Матери о здравии православных военных и мирных жителей, панихида по всем погибшим в зоне боевых действий и от политических противостояний в Украине. Молитва о мире в Украине (текст) - каждый день в 21:00

Но что такого особенного в этом иконостасе, ведь в каждом храме есть похожий на него иконостас - скажет обыденный обыватель. Да, есть, но ни в одном храме нашего города, да и вообще во всей Запорожской области нет такого шедевра, полностью выполненного в стиле украинского барроко с аутентичными иконами. Чтобы понять всю красоту этого произведения украинского искусства, нужно погрузиться в историю его создания.

Иконостас (с греческого εΙΚον - икона, σταΣις - место стояния) - это алтарная перегородка с размещенными в определенном порядке на ней иконами. Функцией иконостаса является отделять в храме святое место - святилище, где совершается литургия, от места, где находятся и молятся прихожане.

В XVIII веке в Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства. Украинское, или Казацкое барокко первоначально было распространено на Левобережной Украине, а после вступления Войска Запорожского в русское подданство, получило широкое распространение в других землях Российской империи - в архитектуре, живописи, музыке и литературе.

Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъёмом в среде запорожского казачества, что придало украинскому барокко черты национального стиля. Для украинского барокко свойственны сочетание декоративно-пластических решений западноевропейского барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.

Искусство барокко отмечается динамизмом, склонностью к аллегорическому отображению действительности, великолепию и театрализации, что усиливало эмоциональное воздействие на зрителя. Украинское барокко утверждало образы, которые характеризовали коллективные, общественные, национальные черты народа в целом.

К эстетическим особенностям украинского барокко, можно отнести: многоцветие, контрастность, живописность, усиленную декоративность, динамизм и главное - невиданную причудливость форм. Форма приобретает самостоятельное значение. Продолжая следовать в общих чертах византийской традиции, украинские иконописцы вносят в свои работы элементы, характерные для западноевропейской живописи: реалистичное изображение ликов святых, Богородицы и Христа, проявление человеческих эмоций у них, живописный фон иконы, иногда - пейзажного характера.

Роскошной резьбой украинских иконостасов восторгался сирийский путешественник Павел Алеппский, отмечая в мемуарах их громадное количество не только в городах, но и селах. По словам английского теоретика искусств Д. Рескина: “Нации записывают свою автобиографию в трех книгах - в книге слов, дел и искусства” и “только последняя заслуживает полного доверия”.

В организации внутреннего пространства Покровского архиерейского собора г. Запорожье Украинской Православной Церкви главную роль играет иконостас, который предположительно был создан в 1730 году. Более 200-х лет находился в храме в честь Архистратига Михаила в одном из сельских приходов Подолья (Украина). Не исключено, что перед старинным иконостасом об укреплении православной веры молились наши предки-казаки. В 1938 году, когда церковь была разрушена, иконостас попал в частную коллекцию и готовился к вывозу за границу.

Иконостас собора превратился в самостоятельную монументально - декоративную композицию, отличающуюся изящной декоративной пластикой, совершенными пропорциями, обилием скульптурной резьбы, синтезом различных видов искусства.

Под влиянием стиля барокко резное убранство иконостаса значительно усложнилось за счет введения архитектурных форм: колонн, пилястр, архитравов, карнизов, он имеет четкую архитектурно-резную структуру. Иконостас состоит из пяти ярусов, которые горизонтально отделяются друг от друга карнизами сложного профиля, а вертикально делятся на части канелюрованимы пилястрами.

Внутренняя логика чувствуется и в декоративно-орнаментальном оформлении иконостаса - количество и объемность резных деталей увеличивается по направлению к центральной части, где расположены композиции из объемных элементов и круглой скульптуры. Такое построение иконостаса перекликается с архитектурными формами интерьера, создавая единый композиционный ансамбль. Общее направление архитектуры и декора церкви от периферии к центру и вверх наблюдается и в убранстве иконостаса, форма которого вписывается в треугольник, направленный вершиной к подкупольному пространству.

Судя по всему, комплекс икон иконостаса принадлежит не одному, а нескольким авторам. В центре иконостаса - триединый комплекс икон: Господь Вседержитель с Пречистой Девой и Иоанном Крестителем.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы написана, скорее всего, несколько позже в академическом стиле. Еще одной составляющей иконостаса являются образы двенадцати Апостолов.

Икона в это время теряет каноническую строгость и догматизм, наблюдается насыщение религиозного искусства светскими элементами, жизнеутверждающим содержанием. Здесь можно заметить элементы других жанров искусства - пейзажа, натюрморта, детали быта, попытки создания психологического портрета.

Запорожская епархия УПЦ уточняет:

Свято-Покровский архиерейский собор г. Запорожье не брал у церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Хортице старинный казацкий иконостас на канонизацию св. прав. Петра Калнышевского, потому что в 2012 году Евгений Анисимов передал документы архиепископу Запорожскому и Мелитопольскому Луке - управляющему Запорожской епархии канонической УПЦ, который по своему усмотрению разместил его в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на о. Хортица г. Запорожье в то время, когда действовал договор между ИКЗ “Запорожская Сечь” и Запорожской епархией УПЦ об аренде храма, а не иконостаса. Храм на острове Хортица, построенный в недавнем прошлом, являясь частью музейного комплекса, в свое время был освящен владыкой Лукой, после чего там проводились Богослужения канонической УПЦ (именно такое название в Статуте УПЦ - автономная в хозяйственном управлении Украинская Православная Церковь, связанная через РПЦ со всеми Поместными Православными церквями мира. УПЦ - единственная каноническая Православная церковь в Украине, которую признают все другие Православные церкви мира. В свете канонического права, а не мирского, все остальные структуры, называющие себя православными, - незаконные). После окончания срока аренды, руководство заповедника, по словам Владыки Луки, в лживой форме отказалось её продлевать и предоставило строение неканонической структуре, которую пресса называет «Киевский Патриархат». Они “переосвятили” этот храм и сейчас установили новый, тоже старинный иконостас.

Читайте по теме подробнее:

ЗВЕРНЕННЯ Архієпископа Луки до народного депутата України Геращенко І.В. щодо іконостасу на Хортиці

ЗАПОРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ: Казацкий иконостас 18 века - дар Е. Анисимова канонической УПЦ, а с 2015 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Хортице (часть госзаповедника) “переосвящена” раскольниками

ЗАПОРОЖЬЕ. В Свято-Покровском соборе расположены копия Туринской плащаницы, икона св. прав. Петра Калнышевского, казацкий иконостас 18 века

ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ. Зачем Киевский Патриархат “переосвятил” храм на Хортице? Отвечает архиепископ Лука

ВЛАДЫКА ЛУКА: “Почему я благословил убрать Святой Престол и иконостас из Покровского казацкого храма на Хортице?

ОТ РЕДАКЦИИ. Просим СМИ публиковать достоверную информацию о Запорожской епархии УПЦ, которая появляется по благословению Владыки Луки (главного редактора сайта и руководителя пресс-службы епархии) на сайте Запорожской епархии УПЦ. Также при подготовке материалов можно задать вопрос священнику или напрямую Владыке Луке arhierey.zp@mail.ru.

Подготовили Евгений Антоненко и Покровский архиерейский собор г. Запорожье

Фото: священнодиакон Илиодор (Кугатов) и Репортер UA

Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви




Тэги: , , , ,

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы писать комментарии.