На примере святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды мы видим, что человек часто предается пьянству и разврату не потому, что плохой, а из-за духовной пустоты, которую не знает, чем заполнить. Но она заполняется лишь верой в Бога. 

Промыслительно Православная Церковь 19 декабря по старому стилю (1 января по н. ст.) празднует день памяти святого мученика Вонифатия – покровителя всех тех, кто борется с недугом пьянства. Конечно же, в начале гражданского Нового года можно и нужно усмотреть некое духовное предостережение от бурных празднеств и излишеств, тем более в разгар Рождественского поста

Александр Кабанель. Вонифатий и Аглаида. Сер. XIX века

Кем же был святой мученик Вонифатий и почему ему молятся об избавлении от пьянства? Постараемся с Божьей помощью ответить на этот вопрос.

Стоит помнить, что жития святых — это не какие-нибудь сказки. Это реальная жизнь реальных людей. Итак, попытаемся провести рукой по шероховатой пыльной каменной плите времени и рассмотреть сквозь нее искру жизни…

…Рим конца III — начала IV веков по Рождестве Христовом был лишь номинальной столицей империи. Огромное государство разделили на две части, которыми управляли четыре человека — две пары — западный август и цезарь и восточные август и цезарь (собственно, царствующий император и его соправитель-наследник). На Востоке августом являлся Диоклетиан. Своей резиденцией он выбрал Никомедию в Малой Азии (современный турецкий Измит). Резиденцией западного августа Максимиана стал Медиолан (современный Милан).

Рим оказался фактически провинциальным городом. В нем уже не чувствовалось былой мощи. Наоборот, царило падение нравов, и слова поэта Гораций, призывающего соотечественников «пировать среди чумы и жить одним днем» ещё за пару столетий до описываемых событий:

«Надежды долгие отрежь. Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему».

Так, в принципе, и делали молодая аристократка-патрицианка Аглаида и ее юный раб Вонифатий. Они состояли в незаконном сожительстве и проводили время в увеселительных пирах. Но в сердцах их царила печаль.

Дело в том, что Аглаида и Вонифатий по римским законам не могли пожениться. Девушка находилась в сословии патрициев — высшего привилегированного класса римской аристократии. Вонифатий был рабом — «говорящей вещью» или «говорящим орудием». В Риме раб являлся совершенно бесправным. Его можно было без зазрения совести наказать, убить, продать. Рабам даже не давали имена, только клички. «Бонифаций» (в греческой транскрипции «Вонифатий») — одна из них. Она обозначала в дословном переводе с латыни «благая судьба», т.е. «счастливец.

Потому молодым людям, любящим друг друга, нельзя было узаконить в браке свое сожительство. Они также не могли стать христианами, потому что по христианским законам нужно либо жениться, либо расстаться. Жениться они не могли, расстаться, очевидно, тоже…

Возможно, пара оттого и вела разгульный образ жизни, чтобы как-то «залить» образовавшуюся в сердцах нравственную пропасть и преодолеть общественное порицание. Для римской общины поступок Аглаиды и Вонифатия был неприемлемым. В принципе, развращенный Рим трудно было бы чем-либо удивить, но столь нескрываемое сожительство патрицианки с рабом, для лицемерного римского общества, представители которого вдали от чужих глаз могли творить действительно жуткий разврат, вызывало недоумение и отторжение. При том, что и Вонифатий, и Аглая не были развратными людьми по своему внутреннему устроению. Нет, они искали Бога и выход из этой ситуации. И Аглаиде удалось это.

Дело в том, что язычество уже отживало свое. Людям были очень интересны христиане и особенно мученики: ореол героизма и подвига, посмертные чудеса и исцеления от мощей. Христианское мученичество, быть может, являлось самой интересной темой для народов Римской империи. Аглаида узнала, что очень благодатным делом есть хранение в доме мощей христианских мучеников. Считалось, что это призывало на дом и живущих в нем благодать Божию, дарило здоровье, семейное счастье. Конечно же, девушка искала помощи святых в разрешении их с Вонифатием сложной ситуации.

В то же время (в начале IV века) в восточной части Римской империи бушевало одно из самых жестоких за всю историю этого государства гонение на христиан — преследование императора Диоклетиана. Смерть за Христа приняли тысячи православных. Среди них — великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и множество других прославленных святых.

В надежде на обретение мощей кого-либо из мучеников Аглая снаряжает своего возлюбленного Вонифатия на Восток в Малую Азию (территория современной Турции) — в киликийский город Тарс, который был родиной апостола Павла. Перед отъездом Вонифатий шутливо обращается к своей любимой: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида упрекнула его за шутку, но слова будущего святого оказались пророческими.

Когда Вонифатий приехал в Тарс, то услышал, что на городской площади в это время казнят христиан. Он оставляет своих спутников и идет смотреть на это кровавое зрелище. Во время казни что-то с ним случается. Благодать Божия осеняет его сердце, и грешная, терзаемая укорами совести душа откликается на Господний призыв. Вонифатий бросается прямо на место казни к мученикам, целует им ноги, просит святых молитв. А когда судья его спрашивает: «Кто он такой?» —  Вонифатий отвечает: «Я — христианин».

Тогда, как рассказывает житие, будущего мученика избивают до отделения мяса от костей, вонзают иглы под его ногти, вливают в горло раскаленное олово, бросают в котел с кипящей смолой, но святой Ангел помогал ему, и Вонифатий оставался невредимым. Наконец, устав мучить страдальца за веру Христову, палачи усекли ему главу мечом. Из раны истекли кровь и молоко. Пораженные таким чудом и стоянием в вере мученика, во Христа уверовали 550 человек.

Спутники святого два дня его разыскивали, думая, что он предался греховным увеселениям. Наконец они нашли свидетеля подвига Вонифатия, и тот рассказал им о случившемся. Плача и прося прощения у мученика, друзья выкупили честные останки Вонифатия за большие деньги и отправились обратно в Рим к Аглаиде.

Накануне их прибытия девушке во сне явился Ангел и повелел, чтобы она с честью в сопровождении священников встретила честные мощи святого мученика Вонифатия.
Аглаида исполнила все в точности. На месте погребения мученика она построила православный храм. Мощи Вонифатия прославились множеством чудес. Сама же Аглаида ушла в монастырь и восемнадцать лет провела в покаянных подвигах. Еще при жизни обрела дар изгнания нечистых духов. После смерти  ее похоронили  возле могилы мученика Вонифатия. Церковь также прославила Аглаиду в чине святых праведников.

На примере святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды мы видим, что человек часто предается пьянству и разврату не потому, что плохой, а из-за духовной пустоты, которую не знает, чем заполнить.

Но она заполняется лишь верой в Бога. Тогда человек обретает гармонию, мир и душевное равновесие. В его сердце воцаряется благодатный небесный покой, за который не страшно и жизнь отдать. И подтверждение тому житие святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды.
Святии мучениче Вонифатие и праведная Аглаидо, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Православная жизнь

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *