Вопрос: До рождения Господа Иисуса Христа были ли иконы? Как появились иконы?

Ответ: Надо понимать, что “икона” в переводе с греческого на русский язык означает “образ”. Первым кто был создан по образу и подобию Божию, т.е. первая икона Бога, был первозданный человек в Раю. После грехопадения образ Божий в человеке «затмился» грехом.
В Ветхозаветный период иконы не были в употреблении, так как Бог еще не явил себя во образе истинного человека и поэтому для того времени справедливо евангельское выражение: «Бога не видел никто никогда». Однако, уже тогда были в употреблении подобия икон, символы изображающие высший небесный мир (скиния, ветхозаветный храм, херувимы осеняющие алтарь, медный змей и т.д.), хотя в полном смысле это не были еще иконы, т.е. образ Божий. Икона же в полном смысле слова стала возможной только с Боговоплощением: “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1, 18). Сын Божий стал человеком, чтобы мы могли в Нем увидеть Бога: “Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?” (Ин. 14, 6-9)  “И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.” (Лк.10, 22-24)
Более того, в Священном Писании Иисус Христос прямо назван иконой (образом) Бога: “чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого” (2Кор.4,4) “Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Отца)” (Евр.1,3) “Который (Иисус Христос) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;” (Кол.1, 15).
Поэтому если кто не почитает иконы, тот лишает смысла воплощение Сына Божия, ибо, как видно выше, он воплотился, чтобы через него мы могли увидеть (а не просто слышать, как через пророков), и даже более — осязать самого Бога.
Господь восстановил образ и подобие Божие в человеке, которые утеряли наши прародители. Святые — это те в ком отобразился Христос, кто благодаря Ему вновь стал образом (иконой) и подобием Бога. Почитая иконы святых, мы чтим и славим самого Бога “оных же (святых) чтуще, Тебе (Бога) яко первообразного чтим и славим” (чин освящения икон святых).
Иконы в Новозаветной Церкви были всегда, как об этом свидетельствует Священное Предание, которое для христиан есть Откровение Бога наряду со Священным Писанием (например, предание о Убрусе Господнем).

 

 

 

 

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *