Дни памяти святых Царственных страстотерпцев в Екатеринбурге собирают небывалое количество паломников со всех концов России и даже — со всего мира. По разным оценкам, в столицу Урала прибывает от 10 до 50 тысяч человек. Тому причиной — годовщина со дня убиения семьи последнего императора Николая II. Трагедия, разыгравшаяся в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, должна была, по замыслу убийц, уничтожить память о царской России и надежду на возрождение монархии. Однако жертва семьи Романовых и оставшихся верными слуг обернулась торжеством веры в бессмертие души и величия жертвы за Христа. Зримый символ этого торжества — храм во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших, или как его называют Храм-на-Крови, воздвигнутый в начале XXI века на месте разрушенного в 1981 году дома Ипатьева, в подвале которого было совершено злодеяние. Член следственной команды Сибирского правительства Р. Вильтон в своей работе «Убийство царской семьи» описал расстрел следующим образом: «Была мертвая тишина. В комнате, длинной в 8 и шириной в 6 аршин, жертвам некуда было податься: убийцы стояли в двух шагах. Подойдя к Государю, Юровский холодно произнес: «Ваши родные хотели вас спасти, но это им не удалось. Мы вас сейчас убьем». Государь не успел ответить. Изумленный, он прошептал: «Что? Что?» Двенадцать револьверов выстрелили почти одновременно. Залпы следовали один за другим. Все жертвы упали. Смерть Государя, Государыни, трёх детей и лакея Труппа была мгновенна. Сын был при последнем издыхании; младшая Великая Княжна была жива: Юровский несколькими выстрелами своего револьвера добил Цесаревича; палачи штыками прикончили Анастасию Николаевну, которая кричала и отбивалась. Харитонов и Демидова были прикончены отдельно. Штыковые удары, направленные в Демидову, отбивавшуюся от палачей, попали в обшивку стены. Я заметил их следы при посещении комнаты. По требованию судебного следователя была в моем присутствии произведена экспертиза этих порезов — то, несомненно, были следы русского штыка.

16 июля 1989 года. На пустыре, оставшемся после сноса Ипатьевского дома (Дома особого назначения), собрались люди, чтобы почтить память Царской Семьи, убитой в 1918 году в этот самый день на этом самом месте. Самодельные хоругви и чтение канона, изданного Русской Православной Церковью Заграницей, объединили всех, кто в этот день пришел на Вознесенскую горку. Сразу же после того, как были развернуты хоругви (около 10 часов вечера), люди собрались в круг. В центр круга стали возлагать цветы и ставить свечи. Вскоре появился сотрудник милиции и потребовал разойтись. Еще через некоторое время сюда прибыл ОМОН. 11 молящихся было задержано, остальных разогнали, цветы и свечи растоптали. Эти события стали, по сути дела, первыми Царскими днями. С них началась история Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. В августе 1990 года, на Ипатьевском пустыре был установлен деревянный Крест. Возле него регулярно стали собираться для молитвы верующие. Крест стал и местом паломничества молодоженов — теперь цветы возлагали к нему, а не к Вечному Огню. Правда, это нравилось не всем. Крест регулярно спиливали, ломали и оскверняли. 4 октября 1990 года деревянный Крест заменили на металлический. Этот можно было только взорвать. Что и попытались сделать в 1998 году. Металл покорежился, но выстоял. 23 сентября 1992 года. Архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек в сослужении нескольких архиереев совершил закладку временного, деревянного Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, однако спустя некоторое время проект заморозили, на долгие годы оставив храм без крыши, продуваемый всеми ветрами. Однако в нем регулярно совершались Литургии, молебны и литии. Первая Литургия состоялась в 1994 году в ночь на 17 июля, в день убиения Царской Семьи. Один из участников событий тех лет заметил, что «в деревянном храме без стен становилась храмом вся планета Земля». В августе 2000 года Царственные Страстотерпцы были прославлены в лике святых. В сентябре того же года Екатеринбургскую епархию с Первосвятительским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Его Святейшество освятил строительство нового, капитального Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви и его молитва на святом месте дали мощный толчок строительству, которое было завершено спустя 3 года. При проектировании план будущего храма был наложен на план снесённого дома Ипатьева таким образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна Царская семья. Состоит он из двух храмов — верхнего и нижнего. Верхний храм во имя всех Святых, светлый и просторный, символизирует собой негасимую лампаду, зажжённую в память о тех трагических событиях, которые произошли на этом месте. Заупокойный нижний храм на Крови памяти Романовых, выполненный в очень строгом спокойном стиле, расположен в цокольной части. Он включает в себя в том числе и расстрельную комнату с присутствующими подлинными останками конструкции Ипатьевского дома, а его открытый алтарь находится рядом с непосредственным местом расстрела Царской семьи. Здесь же расположен музей, экспонаты которого посвящены последним дням жизни семьи Романовых. Между верхним и нижним храмом существует двусветное пронизывающее пространство. Из расстрельной комнаты вверх поднимается шатёр, который выходит в иконостас верхнего храма, где сделан проём, через который можно сверху видеть место гибели Страстотерпцев.
Накануне памятной ночи, 16 июля совершается малый крестный ход — от станции Шарташ, куда в мае 1918 года прибыла царская семья, до Храма-на-Крови, где сразу же в нижней церкви начинается малая вечерня с акафистом святым Царственным страстотерпцам. Она продолжается всенощным бдением, а около полуночи начинается главная служба в верхней церкви — Божественная литургия. Безвестные и именитые, в ночь на 17 июля объединяются в общей молитве, а затем по Царской дороге идут крестным ходом в монастырь святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Первые крестные ходы по Царской дороге начались в 1992 году. Они не могли похвалиться большим количеством участников, но стоили дорогого: те немногие, что с молитвой проходили путь, по которому в 1918 году везли тела святых Царственных Страстотерпцев, открыли его для нынешних многотысячных Крестных ходов. В 2000 году в Крестном ходе по Царской дороге участвовало около 300 человек. В 2002 — уже свыше 4 тысяч человек. В 2007 году — свыше 20 тысяч человек. Крестный ход 2008 года собрал около 35 тысяч человек. Сразу по окончании Божественной литургии, в 4 утра начинается покаянный Крестный ход до Ганиной ямы — по той же дороге, которой двигался грузовик с телами убиенных, вывозя их за город для окончательного уничтожения. Символическое сочетание: 23 года продолжалось царствование Николая II — 23 ступени вели в подвал Ипатьевского дома, где совершилось убийство без суда и следствия — и примерно 23 километра отделяет нынешний Храм-на-Крови от монастыря святых Царственных Страстотерпцев, основанный в 2000 году на том месте, куда были увезены их тела. Четыре часа продолжается путь до монастыря. Ко времени, когда последние паломники входят в бревенчатые ворота, здесь уже заканчивается молебен у поклонного креста на месте старой шахты. Начинаются службы в семи чудных деревянных храмах, выстроенных на обширной поляне между сосен, по числу Царских Мучеников. И никак не верится, что здесь, среди мира и спокойствия величественного бора, почти сто лет назад творилось страшное злодеяние. «Обезображенные, исколотые штыками тела царственных мучеников сначала были опущены в шахту. Затем их оттуда извлекли, стали сжигать, растворять в кислоте в течении 3-х дней… Здесь вся земля пропитана их прахом. Разве можно после таких усилий найти ещё какие-то косточки? Поэтому Церковь ставит под большое сомнение подлинность найденных останков якобы членов царской семьи, находящиеся ныне в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге», — заметил, однажды в проповеди, епископ Евтихий. Такого же мнения и следователь Российского правительства Николай Соколов, который по горячим следам в далеком 1919 году вел следствие об убийстве Царской семьи.
Вечером тоже же дня и утром 18 июля богослужение и крестный ход совершается также в Алапаевске, в полутора сотнях километров к северу от Екатеринбурга. Там почитается память великой княгини Елисаветы, инокини Варвары и князей Романовых, замученных в шахте в том же 1918 году. И невольно думается: не в таких ли событиях вдруг является, промелькнёт среди рекламного гламура шумных пиар-акций подлинный лик России? Ведь не внушение телевизионных имиджмейкеров, а веление сердца созвало в уральский город, в провинцию, тысячи людей. Созвало на покаяние. А способность к покаянию, признанию своих ошибок — свойство благородной натуры. Не возвышается ли, парадоксальным образом, через покаяние — дух нашего народа? В августе, по благословению Архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, Паломническим отделом Запорожской епархии была организована поездка по Святым местам России под лозунгом «К подножию Царского креста». Целью поездки стало посещение Святынь, связанных с крестным путем на Русскую Голгофу последнего Царя, Помазанника Божия Николая II и его благочестивой семьи. Преодолев немыслимое расстояние, запорожские паломники получили возможность лично соприкоснуться с историей и принять участие во всеобщем покаянии. И пусть, к нашему великому сожалению, никто из нас в этот раз не участвовал в Крестном Ходе, но даже за два дня пребывания на месте величайшей трагедии русского народа мы все, без исключения, до глубины души прониклись духом скорби о невинноубиенных Царских Страстотерпцах. Побывав единожды на Русской Голгофе хочется вновь и вновь возвращаться к подножию Царского Креста.

С любовью во Христе, руководитель паломнического отдела Запорожской епархии, иерей Сергий Холодков.

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *