Известно, что православие утвердилось в Абхазии в V-VI веках и стало государственной религией, но через тысячу лет сменилось мусульманством. В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископия, то есть церковная община во главе с епископом Софронием. Это был первый церковный институт в Абхазии. В 325 году епископ Питиунта Стратофил участвует на I Вселенском Соборе. Его имя фигурирует практически во всех сохранившихся списках участников этого Собора. Питиунтская епископия была в юрисдикционном подчинении архиепископу Кесарии Каппадокийской (глава Понтийской Церкви) через посредствующего митрополита Неокисарийского. С IV по VII века в Пицунде строится семь базиликальных храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

Абхазия в VIII-XI вв., принимает гонимых за веру православную: иконопочитателей и преследуемых арабами христиан из Армении и Восточной Грузии. Команы Абхазские стали местом укрытия от рук иконоборцев мировой христианской святыни – честной главы Иоанна Крестителя, третье обретение которой произошло здесь в середине IX века.

О церковной жизни в Абхазии в XVII-XVIII веках, известно, что все храмы в начале XVII века под влиянием исламской Турции приходят в запустение, подверглись разграблению и были подожжены турками-мусульманами.

Самые почитаемые святые в Абхазии – это вмч. Пантелеимон Целитель, апп. Симон Кананит и Андрей Первозванный.

В Абхазии сейчас 18 действующих храмов, и нет ни одной мечети. На территории Абхазской республики сохранился языческий пантеон и семь языческих святилищ.

Анакопия (современный Новый Афон)

На протяжении тысячелетий в Анакопийском ущелье жили люди, притягиваемые чистой питьевой водой, богатой природой и доступным кровом – пещерами. В одной из таких пещер в I веке после Рождества Христова поселился святой отшельник ап. Симон Кананит – один из 12 учеников Христа. Он был сводным братом Иисуса Христа, родом из Канны Галилейской. Симон был сыном Иосифа Обручника и вел свою проповедническую деятельность в Абхазии.

Изгнанный из Римской империи, он прибыл сюда вместе с ап. Андреем Первозванным. Ап. Симон Кананит остался здесь для проповеди христианства, а ап. Андрей Первозванный через некоторое время ушел в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску). Апостол жил в небольшом гроте, в который спускался по веревке. Он прожил два года с 53 по 55 гг н.э. в своей уединенной келье и был убит недалеко от нее, ниже по течению реки Псырдзха. Сейчас келья стала объектом паломничества христиан (фото 1-1,2,3). Еще в XIX веке к ней проложили удобную дорожку вдоль реки и соорудили лестницу из более чем двухсот ступенек, чтобы паломникам не требовалось с веревкой в руках повторять опасный путь отшельника. На стенах пещеры можно разглядеть старинную мозаику с изображениями крестов, слов молитвы. Это место почиталось и в годы турецкого господства, и во времена Советской власти.

Симон Кананит в середине I-го века, был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии (современный Новый Афон), и погребен там же. На месте казни ап. Симона стоит мемориальный крест (фото 2-1,2). Камни вокруг него время от времени покрываются красными пятнами. Это – кровь апостола, говорят местные.

Один из самых старых действующих храмов Нового Афона – Храм Святого Симона Канаита расположен на левом берегу реки Псырцхи. Под основанием храма погребен апостол. Строительство храма над его могилой началось еще в IX-X веках. С этого времени храм неоднократно перестраивался, последний раз это было в 1882г. До наших дней сохранились некоторые фрагменты древних фресок. Он славен тем, что за все века не закрывался даже в самые тяжелые годы, а службы в нем проходили регулярно (фото 3).

В ущелье реки Псырдзха можно увидеть еще одну святыню – наскальный след Симона Кананита (фото 4). Легенда гласит, что его он оставил на камне в доказательство, когда местные жители не поверили ему, что он – один из апостолов Христа. Через несколько веков по следам Симона Кананита в Абхазию пришел святой Пантелеимон Целитель. Его именем назван один из гротов Анакопийского ущелья.

Команы

Село Команы в Абхазии, расположенное в 15-ти километрах от Сухума, на западном течении реки Гумисты, – одно из самых почитаемых христианами мест (фото 5). Согласно преданию, здесь в 308 году умер и был погребен святой мученик Василиск. Согласно местной легенде, в том месте, где умер этот христианский святой, из-под земли забил источник (фото 6). От источника начинается крутая тропинка, ведущая вверх к небольшому деревянному храму мученика Василиска (фото 7). Он возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика (фото 8).

Мученик Василиск (март 3, май 22)

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 — 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: “Не бойся, Я с тобою”. Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: “Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения”. Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).

История Коман, так же, тесно связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского и одного из трех Вселенских святителей, который был отправлен в ссылку в Питиунт (Пицунду). Путь проходил через Команы. Здесь, по преданию, святитель отслужил свою последнюю Литургию, после чего скончался. Святителю Иоанну Златоусту перед его кончиной, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: “Завтра будем вместе”. После смерти в 407 году его тело находилось в Команах, а в 483 году с большими почестями было перенесено в Константинополь.

К северу от Сухума, в районе поселка Каманы, на небольшой возвышенности над западным течением реки Гумисты расположен средневековый храм святого Иоанна Златоуста (фото 9). Древнейшая часть памятника представляет собой однозальное каменное здание без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Свод, покоившийся на двух арках, опирался на выступающие из стен пилястры. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. Поляна вокруг храма окружена была еще в древности каменной стеной. Этот древний храм относиться к XI веку. В конце XIX века был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. При возведении колокольни храма в земле был найден саркофаг, высеченный из известняка и весивший около тонны.

Посетивший в 1884 году Команы известный греческий археолог Врисис, подтвердил церковную версию о погребении здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Команы, мощей свт. Иоанна Златоуста. В одной из европейских библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Команы. Саркофаг святителя Иоанна Златоуста покоится, и посей день в этом храме, хотя мог быть утерян во время боевых событий в Абхазии в 1992-93 годов (фото 10-1,2). В 80-е годы XX века в храме были проведены восстановительно-реставрационные. В течение последних двух веков Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества православных христиан.

Место третьего обретения главы Иоанна Крестителя

В нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В VIII веке в Византии возникло движение, направленное против почитания икон. Чтобы спасти реликвию, христиане тайно вывезли и спрятали святую главу Иоанна Предтечи недалеко от Коман. В IX веке святыня была найдена и возвращена в Константинополь. Так, в третий и последний раз, она была обретена в абхазских горах. Команский грот почитается как священное место для христианского мира (фото 11).

По дороге в Команы, архиепископ Лука помолился на Михайловском кладбище в селе Яштуха Сухумского района, где находится храм Преображения Господня, построеный во второй половине ХХ века. Храм представляет собой тип славянской церковной архитектуры, построенный подвижниками благочестия – пустынножителями Абхазии. Храм действующий, в нем регулярно проходят службы. Вокруг храма располагается Сухумское городское кладбище, где, наряду с бывшими жителями, похоронены священнослужители и монашествующие Сухумо-Абхазской епархии. Среди погребенных: прп. схиархимандрит Серафим (Романцов) (фото 12), один из старцев знаменитой Глинской пустыни, кстати по его благословению уходили желающие уединенной жизни в горы, прот. Максим Концевич (отец Максим служил в Марковцах, откуда родом Блаженнейший митрополит Владимир, и будущий Архипастырь ходил пономарить у него в храме. Именно этот священник и дал ему рекомендацию для поступления в Духовную семинарию) (фото 13).

Пицунда

Пицунда была местом проповеди апостола Андрея Первозванного. В центре города, за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие стены и купол Пицундского Патриаршего Собора в честь апостола Андрея Первозванного, построенного в начале X в.в. (фото 14). Собор относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов. Возведен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, его гладкие стены покрыты штукатуркой, некогда украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре.

Внутри собора, в западной ее части, находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь избирали Католикосов-Патриархов Абхазской церкви, рукополагали епископов, варили миро. В XI — XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, из-за угрозы нападения со стороны турок, кафедра Абхазских католикосов переносится в Гелати, а собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был обновлен и освящен в честь Успения Богородицы. В настоящее время в соборе размещается концертный зал. Однако главный христианский собор Абхазии ждет своего часа, когда в «святая святых», где ныне сцена, под пение церковного хора начнет возноситься православная молитва.

Гагра

Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древних культовых сооружении на территории Абхазии (фото 15). Наиболее прост по композиции этот храм в Старых Гаграх, выстроенный на берегу реки Жоэквара, внутри древней цитадели Абаат. Основательно отремонтирован в XIX в. (древняя кладка выделяется разметками тесаных, не вполне правильно очерченных камней, скреплена известковым раствором со значительной примесью мелкого и крупного морского песка), он, тем не менее, в основном сохранил древний облик. Небольшого размера здание состоит из расположенных один рядом с другим продолговатых «залов», северный из которых несколько короче двух других. Среднее и северное помещение с востока завершается апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. Эти три сводчатых помещения связываются между собой дверьми, устроенными в продольных стенах. Кроме того, центральный зал имеет еще западную дверь. Основной вход – в южной стене храма (западная дверь северного «храма» не первоначальна). Гагрский храм не выделяется особенными художественными достоинствами, но, в то же время, чрезвычайно важен в историческом отношении. Простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь ненамного выделен средний «храм», он примыкает к древнейшим образам «трехцерковных базилик». На раннее время постройки указывает и такая черта, как нерасчлененные, гладкие продольные стены интерьеров, равно и крест на западном тимпане, и что самое главное, характер кладки, идентичный таковой Гагрской крепости, время постройки которой устанавливается по письменным источникам. Все это позволяет отнести храм к VI веку. К входу в храм ведет дорожка из больших, отшлифованных до блеска тысячами ног, известняковых плит. Дорожка обсажена высокими кипарисами образующих тенистую аллею. Внутри, в полумраке, голые стены из плит с грубо, неровно обработанной поверхностью производят суровое впечатление. Мощь и простота, массивные столбы и арка алтарной преграды, лаконично украшенная в своей вершине рельефным крестом, низкие широкие дверные проемы, словно напоминающие о том, что здесь молились, совершали обряды суровые молчаливые люди. Гагрский храм связан с именем Преподобного Ипатия.

По некоторым данным, этот абхазской святой из рода Званба (XVIIв.) подвизался в пещере, в ущелье горы Мамдзышха.

По свидетельству А.Миллера на крутом склоне горы в районе р. Гагрипш находилась и пещера св. Ипатия (фото 16). Об этой пещере говорит и Симон Басария: “В часе ходьбы от Гагры на значительной высоте в живописном ущелье есть большая пещера, где, по преданию, скрывался Гагринский епископ Ипатий во время гонений на христиан”. Эта пещера, служившая, местом подвига св. Ипатия, сохраняется и по сей день.

Св. Ипатий был погребен в Гагрском храме, который затем стал носить и его имя.

После того, как крепость в XIXв., в которой располагается церковь св. Ипатия, была занята русским гарнизоном, имя этого святого стали отождествлять с именем св. Ипатия, епископа Гангрского. Но это неверно. Св. Ипатий Гагрский и св. Ипатий, епископ Гангрский – это два совершенно разных лица, не имеющих между собой ничего общего, кроме сходства имен.

Фото1-1. Пещера ап.Симона Канонита
Фото1-2. Пещера ап.Симона Канонита
Фото1-3. Пещера ап.Симона Канонита


Фото 2-1. Место казни ап.Симона Канонита
Фото 2-2. Место мученической кончины ап.Симона Канонита
Фото 3. Храм над могилой ап.Симона Канонита


Фото 4. След от стопы ап.Симона Канонита
Фото 5. Команы
Фото 6. Источник мч.Василиска


Фото 7. Храм на месте гибели мч.Василиска
Фото 8-1. Могила мч.Василиска
Фото 8-2. Могила мч.Василиска


Фото 9. Храм свт.Иоанна Златоуста
Фото 10-1. Саркофаг свт.Иоанна Златоустого
Фото 10-2. Гроб свт.Иоанна Златоуста


Фото 11 . Место 3-его обретения главы пр. Иоанна Крестителя
Фото 12. Могила прп.Серафима Глинского
Фото 13. Могила прт.Максима Концевича


Фото 14. Пицунда. Патриарший собор
Фото 15. Покровский храм в г.Гагры
Фото 16. Пещера мч.Ипатия Гагрского




Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *