“Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…” (Мф. 5:23-24). Читайте проповеди архиепископа Василия (Златолинского) в Неделю о Страшном Суде, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста из его книги “Проповеди” (г. Запорожье, 2000 г. ).

Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Запорожский и Мелитопольский (1992-2009 гг.) на покое. Фото О. Лагура 2015 г.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ

Последнее воскресенье перед Масленицей Церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде.

Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты.

Каковы же они?

Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» (Мф. 24:37- 39).

Однако, не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир.

Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой.

Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий (Мф. 24:7-9).

Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут (Ис.5:8- 30). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

Как это — «все оживут»?

Мы останемся прежними, но тела будут новыми, духовны- ми. Это понятно: на протяжении жизни каждые 7-14 лет мы постоянно меняем вещества, из которых состоит наше тело. Та плоть, что была в 14 лет, уже распалась, и, как говорят ученые, в 60 лет у тебя уже другое тело. Но это не ощущается нами. Так будет и в Воскресение. Но тогда тела изменятся в мгновение ока.

В Откровении Иоанна Богослова Иисус говорит: «…се, творю все новое» (21:5). Исчезнут, по Писанию, все дела рук человеческих. Будут новая земля, новое небо, новый Иерусалим. Души воскресших людей в обновленных телах не будут стеснены болезнями мозга, его слабостями. Память будет чрезвычайно просветленной, и перед сознанием каждого пройдет вся его жизнь в мельчайших подробностях.

Страшное пламя, охватившее землю, огненной рекой увлечет всех воскресших мертвецов и живых туда, где будет Страшный Суд Христов. И предстанут пред Ним все народы каменного, бронзового и атомного веков. Страшная тьма покроет землю…

Тогда явится сияющее безмерным Светом Знамение Сына Человеческого на небе — Животворящий Крест — и ярче небесных светил озарит Вселенную. Восплачут все племена земные. Тогда разделит Страшный Судия Иисус человечество: одних поставит справа от себя, а других — слева. И скажет стоящим справа: «.. .приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34-36). Я нуждался в Вашем милосердии и вы оказали Мне его.

И ответят стоящие справа, как говорит Евангелие: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли?..»

И ответит Иисус: «…истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:37-40).

Тогда обратится к стоящим слева и скажет: «Я нуждался в милости вашей, но вы не напоили, не накормили и не посетили Меня, когда Я в этом нуждался». И ответят стоящие там: «Господи! когда мы видели… и не послужили Тебе?». И, как гласит Евангелие, Иисус ответит: «…истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:44-46). И скажет страшные слова, записанные в Евангелии: «…отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк.13:27-28).

Почему Церковь предлагает нам вспомнить о грядущем конце мира и Страшном Суде Господнем именно накануне Поста? Дело в том, что милосердие Божие через церковь проявляется по отношению к нам с величайшей рассудительностью.

Мы тратим все силы, чтобы украсить свою краткую земную жизнь, которая быстротечна и мимолетна, как блеск молнии. А Иисус печется о нашем вечном счастье и славе, свете и блеске, торжестве и несчетном веселье в Небесных Обителях.

«Вечность» — какое страшное и малодоступное нашему пониманию слово! Вот и предлагает Господь через наступающий грост каждому особенно позаботиться о своей Вечности, о своем вечном благополучии. А чтобы пробудить в нас это желание, церковь сегодня напоминает, что все мы предстанем пред Судищем Христовым. «…Но каждый получит свою награду по своему труду», — говорит Апостол (1 Кор.3:8). Получит то, что соделал с телом — или благое, или злое.

Задумаемся об этом, родные мои! Смиримся, как призывает Господь, украсим свою жизнь делами милосердия — ведь в них так нуждаются окружающие нас люди. Попостимся и приступим к Святому Причастию. Ведь Христос сказал: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).

Наполнив сердце благодатной жизнью Спасительного Духа Святаго, радостно встретим Светлое Христово Воскресенье, Пасху Господню.

Аминь.

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Архиепископ Василий (Златолинский) на покое. Фото А. Максимова

Сегодня мы находимся накануне Святой Четыредесятницы, в переводе со славянского «сороковки», то есть Великого сорокадневного Поста. В это последнее перед постом воскресенье Церковь предлагает вспомнить грехопадение Адама.

Почему? Всемогущий Творец усилием воли и разума создал бесконечно великую Вселенную и нашу маленькую Землю. Последнюю украсил морями, горами, лесами и животными.

В одном месте, условно называемом нами персидским словом «рай», Творец сосредоточил все самое замечательное из растительного и животного мира и поселил там первых людей — Адама и Еву.

Все было дано людям. Человек был царем природы. Огонь не жег его, пропасти не поглощали, животные служили ему, микробы не могли принести вред. Человек был бессмертен. И за эти безмерные дары человеку благословлялось в знак благодарности возлюбить Господа и нести маленькое послушание о посте, лишь не вкушая плодов от так называемого древа познания добра и зла.

Однако, человек нарушил пост, пренебрег послушанием Богу. Само по себе запретное древо не было ядовитым. Суть греха состояла в добровольном отвержении человеком повиновения Творцу.

Диавол открыл человеку истину, но эта истина была смертельно ядовитой. Если вы вкусите от запретного древа, сказал диавол, то познаете не только добро, но и зло. Вы станете, как боги.

И гордыня соблазнила Адама и Еву. В стремлении стать богами они восстали на Господа, нарушили пост, пренебрегли послушанием и вкусили запретное.

В Евангелии мы только один раз читаем, что Иисус проклял смоковницу. Больше Он никогда ничего не проклинал. Святые отцы говорят, что именно смоковница, а не яблоня, как думают некоторые, была тем запретным древом, с которого Адам и Ева сорвали плод. Как плод смоковницы внешне красив, но на вкус неприятен, так и грех, совершенный первым человеком, был внешне привлекателен, но послужил к погибели людей. Адам из листьев смоковницы сшил одежду. Известно, что эти листья выделяют клей и прилипают к прикоснувшемуся. Подобно этому, говорят святые отцы, грех липнет к душе падшего человека. Господь мог бы создать людей неспособными к греху. Но тогда они стали бы безвольными и неразумными, уподобившись животным. Ведь лев, например, поедает зебру, не думая, что ей больно и что поступок его безнравственен.

Человек же создан, чтобы разделить безмерную славу с Богом в Небесных Обителях. Для этого, находясь в Вечности рядом с бесконечно торжествующим Творцом, он должен радоваться славе Господа, а это возможно, лишь если полюбишь Его. Ведь невозможно радоваться славе нелюбимого существа. Господь одарил человека безмерными благами, чтобы тот разумом постиг их, и в благодарность преисполнился любви к Создателю. большим праздникам, а рыбу можно есть лишь на Благовещение и в Вербное Воскресенье. Для больных же Церковь делает снисхождение. Им есть можно все, что необходимо для поддержания здоровья и сил, однако это допускается лишь после благословения духовного отца.

Вторая сторона поста, духовная, состоит в приобретении смирения. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6; 1 Пет.5:5), — говорит Святое Писание.

Необходимым началом на пути смирения является примирение с врагами. Само слово «смирение» означает «уменьшение меры» — в противоположность высокомерию, то есть гордыне. Ты поссорился с человеком, но признай свою нравственную меру ниже, меньше его, и придешь к выводу, что скорее прав твой враг, чем ты. Тогда тебе будет легче попросить у него прощения.

Гордому человеку сделать это страшно трудно. Гордыня ведет к ссорам и злу, подчас доводя людей до кровопролития. Гордый жаждет мести. Днем и ночью он обдумывает пути отмщения, сам страдает и мучает окружающих.

Смиренному же человеку жить легче. Он считает себя хуже других, и если его хвалят, он не превозносится, а если ругают, он не переживает.

Таких любит Господь.

Таким дает благодать.

Пост является удобнейшим способом приобрести смирение, а с ним и милость Божию, и поэтому воскресенье в начале поста названо Прощеным, то есть днем, когда каждый должен вспомнить, с кем он в ссоре, и приложить силы к примирению. Не обязательно для этого просить прощения. Во имя мира можно что-то подарить, о чем-то попросить или просто ласково улыбнуться, главное — примириться.

Господь говорит в Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что- нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…» (Мф.5:23-24). И еще Иисус повелевает прощать обиды не формально, а от всего сердца, и добавляет: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…» (Мф.5:25).

Обстоятельства могут разъединить враждующих, и тогда может произойти страшное: кто-то из них или оба умрут во грехе. Господь же говорит: «В чем застану, в том и сужу». Оз- лобленного человека ждет кромешная адская тьма.

Родные мои, дорогие запорожцы! Вступая в дни Великого поста, вспомним, с кем нарушен наш мир сердечный. Примиримся с ними в эти святые дни, приступим к исповеди и прича- стию, чтобы с чистым и радостным сердцем встретить Воскре- сенье Христово — Святую Пасху. Призываю вам на это благословение Божие и Покров Царицы Небесной.

Аминь.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Архиепископ Василий (Златолинский) на покое. Фото А. Максимова

Господь привел нас к самому порогу благодатного времени Великого Поста. Каждый верный Церкви христианин с нетерпением и тихой радостию ожидает этих светлых дней. В Посту небеса приближаются к земле и благодать Святого Духа утешительным чудесным миром согревает сердца смиренно вступающих в Святую Четыредесятницу.

Пост необходим для спасения души. В Писании Дух Святый открыл, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Итак, пост — это время смирения. Не на все я имею право, не все могу вкушать; не все, что хочу, имею право делать. Мера многих прав и возможностей уменьшается.

Это помогает смирению.

Пост приближает человека к Богу. Эту истину люди поняли еще до пришествия в мир Спасителя. Как и мы, они старались выполнять заповедь о посте.

Когда евреи, освободившись от жуткого египетского рабства, подошли к горе Синай, Моисей взошел на нее и в непрестанной молитве постился 40 дней и 40 ночей.

Всемогущий Господь наградил пророка, даровав ему каменные скрижали с написанными на них перстом Божиим десятью заповедями.

Вот Моисей окончил пост и сошел с горы. Лицо его засияло ярким благодатным светом. Евреи умоляли пророка закрыться покрывалом, так как не выдерживали этого сияния (Исх.34:28-35). Так Господь еще в Ветхом Завете награждал за усердный пост и молитвы.

Евреи в году держали четыре продолжительных поста, а некоторые постились еще два раза в неделю. Были виды пищи, от которых иудеи воздерживались всю жизнь, например, свинина (Лев.11:7; Лк.18:12).

Библия повествует, как иудейскому священнику Елеазару язычники предложили нарушить пост и вкусить свинину, но последний пошел на страшные муки и смерть, а поста не нарушил (2 Мак.6:18-31).

За нарушение поста Господь карал не только иудеев, но и язычников.

Свирепый вавилонский царь Валтасар совершил своеобразное нарушение поста: он пил вино из священных сосудов, похищенных в Иерусалиме. Погрешительное веселие царя с тысячью придворных, жен и наложниц продолжалось несколько дней. Господь страшно покарал кощунника. Когда хмельной царь спал, его придворный, зайдя в спальню, отрезал своему повелителю голову и занял трон (Дан.5).

Святой пророк Давид пишет, что он изнурял постом и молитвою душу свою (Пс.34:13).

И язычников Бог миловал за строгий пост и молитвы. Великий город Ниневия был спасен от уничтожения после строгого глубокого поста и молитвы, проведенных по призыву Пророка Ионы (Иона 3).

Пост был благословлен Богом еще в Ветхом Завете. Но этот Завет или Союз Бога с человеком был разорван еврейским народом, когда одна из сторон союза — иудеи — восстала на своего союзника — Бога — и распяла Его.

В подтверждение разрыва Ветхого Завета — Союза при распятии Христа, как говорит Евангелие, завеса церковная в Иерусалимском храме сама собой разорвалась надвое (Лк.23:45).

А перед своими страданиями Господь Иисус заключил Новый Завет — Союз с человечеством, назвав его «Новый завет в Моей Крови» (1 Кор.11:25), излитой в страшных муках на Животворящем Кресте.

Подготовку к Новому Завету — Союзу Бога с человечеством — Господь Иисус после крещения на Иордане начал сорокадневным постом в пустыне. В дни поста Спаситель, находясь без воды и пищи, подобно Адаму в раю, был окружен зверями и Ангелы служили Ему (Мф.4:1-11).

Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу» подражаю (1 Кор. 4:16).

Подражая Господу, постились все Апостолы, их ученики и все христиане. Постились святые. Например, преподобный Виссарион постился по неделе, по две и даже больше не вкушая пищи и воды. Однажды он с воздетыми руками простоял сорок суток среди колючек пустыни. В это время душою он был в Небесных Обителях, а тело его укреплял Господь. Так поститься могли лишь святые, укрепляемые Всемогущей Благодатью Божией.

Такой пост — удел величайших подвижников, а остальные христиане, как и мы, спасались средним умеренным постом согласно Церковному Уставу.

Церковью запрещено налагать на себя дополнительный пост, так как это свидетельствует, что человек ставит себя выше указаний Вселенского Православия. Усиливать пост можно лишь по особому благословению духовного отца.

Не всякий пост принимается Господом. Через Пророка Исаию Дух Святый открывает: ненавидит душа моя ваш пост и вашу праздность, «…они бремя для Меня… И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:14-15).

И Господь указывает, что необходимо, дабы пост был принят Им: «Молим Бога… чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» (2 Кор.13:7). Следовательно, пост должен быть исполнен добра и боязни унизить ближнего не только на словах, а и в сердце.

Таким образом, пост должен быть физическим и одновременно духовным.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что поститься должно не только чрево, но и глаза, и уши, и руки, и ноги, все тело и все наши чувства.

А Василий Великий утверждал, что тот, кто постится только физически, подобен диаволу, ведь демон тоже ничего не ест и не пьет, а сеет зло.

Другой святой, Блаженный Иероним учит: что пользы, если тело худеет от поста, а душа тучнеет от гордости и лицо синеет от зависти? Такой пост не угоден Богу.

Но с чего мы должны начинать Великий Пост? Пост — это наш дар Богу, а Иисус учит, что «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…» (Мф. 5:23-24).

Друзья, обратите внимание! Господь требует, чтобы даже брат твой не был во вражде с тобою. И пока не примиришься, не принимает дара твоего. Не идет речь о том, чтобы ты был зол на брата, это недопустимо. А если и случится подобная беда, то Господь требует: «солнце да не зайдет во гневе вашем…» (Еф. 4:26), то есть примирись с человеком, пока не наступила ночь, о которой ты не можешь сказать с уверенностью, что переживешь ее.

И еще требует Господь: «Мирись с соперником твоим (то есть врагом — А В.) скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф.5:25). А если случится беда и уйдешь из жизни, не примирившись, то Господь предупреждает: «В чем застану, в том и сужу». Значит, если уйдешь из жизни во зле, будешь судим как злодей. Уйдешь примиренным, и помилует тебя Господь.

Таким образом, наступающий Великий Пост мы обязаны встретить и провести в мире со всеми людьми. Если же кто-то не пожелает быть мирным с нами, Церковь благословляет горячо молиться о врагах своих. И молитвы услышит Господь и вознаградит нас безмерной милостью Своей.

Напоминаю, друзья, что в Великом Посту следует воздерживаться от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца и рыбу. Для больных Апостольские Правила допускают послабление поста в каждом отдельном случае по благословению духовника-священника.

Этот сорокадневный пост, так называемый в медицине разгрузочный период, поможет не только духовно возрасти, но и принесет физическую пользу организму, на что призываю вам Божие благословение и Покров Царицы Небесной.

Аминь.

Канонизация св. прав. Петра Калнышевского в Покровском архиерейском соборе г. Запорожье 13 ноября 2015 г. У иконы святого — правящий архиерей Запорожской епархии УПЦ Владыка Лука и Владыка Василий (Златолинский) на покое

***

ЧИТАЙТЕ ИНТЕРВЬЮ 2015 г.: Духовное чадо учеников прп. Нектария Оптинского, первый рукоположенный в УПЦ архиерей, управляющий Запорожской епархией УПЦ (1992-2009 гг.) архиепископ Василий (Златолинский): Я не хочу быть отцом своих духовных чад, а хочу быть их матерью, нужно жалеть человека…

СМОТРИТЕ БОЛЬШЕ в личном блоге Владыки Василия (Златолинского) на сайте Запорожской епархии УПЦ

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *