×
Среда, 29 Марта 2017
мч. Сави́на Ермопольского (Египетского) (287);
мч. Папы Ларандского (305–311);

свт. Серапиона, архиепископа Новгородского (1516);
апостола от 70-ти ап. от 70-ти Аристовула, епископа Вританийского (Британского) (I);
сщмч. Александра I, папы Римского (119);
мч. Иулиана Аназарвского (305–311);
сщмчч. Трофима и Фала, пресвитера Лаодикийских (ок. 300);
Среда, 29 Марта 2017
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hram.zp.ua/pubitem/intervyu-predstoyatelya-ob-otnoshenii
голосов: 1
5 1
10 Февраля 2017 г

Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь, – эти слова из ветхозаветной книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 7: 39), являются актуальными и в наше время. С точки зрения христианства, память смертная – не панический страх, а покаянное воззрение на собственную жизнь и с надеждой на милосердие Божие.

https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/Mitropolit-Onufryy-logo.jpg https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/Mitropolit-Onufryy-logo-150x150.jpg

Почему же многие люди страшатся даже самой мысли о своей кончине? Как нужно относиться к эвтаназии, кремации и заочному отпеванию? Как пережить смерть близкого человека?

На эти и другие вопросы Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает ответы главному редактору «Церковной православной газеты».Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью полностью.

Смерть – не столько наказание, сколько необходимое лечение

Ваше Блаженство, как с духовной точки зрения объяснить, что такое смерть?

– Христианское отношение к смерти становится понятным в контексте понимания, что такое человеческая жизнь и что представляет собой человек. По замыслу Божию мы сотворены для вечности, по­этому смерть для нас – противоестественна. Если бы наши прародители в раю не нарушали заповедей Божиих, то жили бы вечно. После первородного греха человеческая природа стала смертной. Смерть является следствием отпадения от Бога.

– Получается, что своим грехопадением человек сам навлек на себя такое страшное наказание?

– Отчасти это так. Но если посмотреть глубже, то смерть – не столько наказание, сколько необходимое врачевание. Ведь если бы человечество, находясь в падшем состоянии, оставалось бессмертным, то оно бы все более и более духовно деградировало. И, как результат, превратилось бы в общество бесоподобных существ. По­этому милосердный Господь ограничил время нашей жизни, давая каждому возможность проявить свою волю в условиях внутренней борьбы между добром и злом. А когда наступит всеобщее воскресение, каждой душе будет дано новое тело, не подверженное греху, тлению и смерти. С этим бессмертным телом праведники войдут в рай, а грешники попадут в ад. В таком состоянии человек и будет пребывать в вечности.

Память о смерти все расставляет на свои места в земной жизни человека

– Почему у неверующего человека иное отношение к смерти, чем у верующего?

– Если человек не думает о Боге, то он старается отогнать от себя мысль о своей кончине. А когда видит смерть других людей, приходит в ужас, поскольку понимает: его жизнь закончится таким же образом. Для неверующего закончится все, к чему стремился и для чего трудился. Но такая душа все равно чувствует, что с приходом смерти отверзаются врата вечности. Каждому уготована участь по делам его: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8). Поэтому нам, верующим, очень важно понимать, что память смертная все расставляет на свои места. Ведь в таком случае становится предельно ясно: что более важно, а что менее важно, что первостепенно, а что вообще не имеет значения. После смерти станут ничтожными многие вещи, которые в земной жизни кажутся очень важными или вожделенными.

Боль о разлуке должна превратиться в ревностную духовную труд об умершем

– Во время каждой Литургии мы молимся о безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Чем это вызвано?

– Смерть – самый важный духовный экзамен для человека. Ведь мы знаем случаи, когда праведный человек в последний момент жизни, чаще всего по малодушию, отпадал от Бога, и наоборот – грешник, предельно глубоко осознав свое греховное состояние, приносил покаяние и сподоблялся великой милости от Бога. В качестве примера можно привести подвиги 40 Севастийских мучеников или покаяние благоразумного разбойника. Молясь о непостыдной кончине, мы просим Бога дать возможность приготовиться к смерти и духовно укрепить нас в этот последний и важнейший момент земной жизни, чтобы перейти в вечность в мире с Богом и ближними.

– Глядя на смерть близкого человека, многие скорбят. Как утешить таких людей?

– На этот вопрос отвечает святой апостол Павел: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4: 13). Конечно, мы скорбим о наших близких, когда они уходят в вечность. Но такая скорбь не должна быть отчаянной (как о безвозвратной потере). Смерть – всего лишь временное расставание с нашими близкими. И если мы сподобимся быть в Царствии Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить. Поэтому наша боль о расставании должна вылиться в ревностный духовный труд: нужно усердно подготовить душу к Царствию Небесному и сотворить крепкую молитву о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом.

– Чтобы пощадить умирающего, врачи иногда советуют скрыть от него правдивую информацию о состоянии здоровья. Оправдано ли это с духовной точкой зрения?

– Нет, конечно. Такую информацию скрывать нельзя: последний период – наиболее ответственный. Необходимо максимально тактично сообщить умирающему о его близкой кончине, душевно поддержать и подсказать, какие молитвы надо прочитать. Не стоит забывать, что смысл жизни – подготовка к вечности, встрече с Богом. Чрезвычайно важно, чтобы человек духовно подготовился к переходу в мир иной. В случае согласия больного, следует пригласить священника для совершения Исповеди и Причастия.

Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай

– Известно, что Церковь категорически отрицательно относится к эвтаназии. В странах, где «право на смерть» законодательно разрешено, врачи предоставляют такие «услуги» безнадежно больным по их просьбе. Бывает так, что больной долгое время тяжело страдает, не может умереть, и обезболивающие лекарства не помогают. Как можно помочь такому человеку?

– Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (см.: Иов. 12: 10). Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай (Исх. 20: 13). Что же касается просьбы больного (об ускорении смерти), то она зачастую вызвана болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или неверием. Если мы действительно желаем блага такому человеку, то необходимо убедить его в том, чтобы по-христиански закончить свой земной путь. В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страждущем: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси…». Важно помнить, что продолжительная болезнь умирающего – духовный крест для его родственников. Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды нужно рассматривать как духовные по слову Спасителя: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

– Сегодня используются различные реанимационные технологии, которые дают возможность поддерживать жизненно важные функции в течение длительного времени. Как относится Церковь к такому искусственному продлению существования тяжело больного?

– Разумеется, родным и близким хочется как можно дольше оттянуть момент смерти умирающего. Мы должны стремиться сделать все возможное, чтобы продлить жизнь больного, однако нужно помнить: такое искусственное оттягивание порой только продлевает его мучения. Медицинские средства не всегда могут вернуть к активной или осознанной жизни. Поэтому, продлевая жизнь больного, мы должны постараться духовно поддержать человека, пригласить священника для последнего напутствия, окружить своим душевным теплом и с любовью предать его в руки Божии.

Отношение Церкви к кремации и заочному отпеванию

– В последнее время вместо погребения часто совершают кремацию. Насколько она допустима в нынешних условиях?

– Мы не признаем кремацию, поскольку она не одобряется Священным Писанием. Издревле святая Церковь с молитвой совершала погребение тел усопших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения земля извергнет мертвецов (Ис. 26: 19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (см.: 1 Кор. 15: 42). Мы имеем надежду на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для жизни вечной. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (см.: 1 Кор. 3: 16). Поэтому погребение совершается с подобающим молитвенным почитанием усопшего.

Вместе с тем Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по различным причинам оказались погребены в водной стихии, остались лежать на поле брани, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали (в результате землетрясений или иных катастроф). Мы веруем, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (см.: Откр. 20: 13).

– Можно ли совершать так называемое заочное отпевание?

– Такого рода совершение отпевания получило широкое распространение в прошлом веке во время гонения на Церковь, закрытия храмов и вследствие недостатка священнослужителей. Заочное отпевание также нельзя признать соответствующим Преданию Церкви. Оно может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родственники усопшего не имеют другой возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, погибшего в авиакатастрофе или в иных чрезвычайных обстоятельствах.

Пастырям Церкви важно помнить: для многих людей, не получивших необходимого христианского воспитания, участие в совместной молитве при погребении может оказаться первым осмысленным опытом участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностью духовной жизни.

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Источник

Блаженнейший Митрополит Онуфрий

Комментариев нет

Читайте также

Духовный опыт афонских старцев: как бороться с раздражительностью

В продолжение Великого поста каждый христианин должен вести усиленную борьбу со страстями. Также святые отцы говорят о том, что в этот период усиливаются искушения, в результате которых человек впадает в грех раздражительности. Мы собрали поучения афонских монахов о том, как бороться с раздражительностью.

Рецепты для души: афонские монахи — о важности милосердия

Православная Церковь всегда напоминала верующим о духовной пользе добродетели милосердия. Но особенно важно этот призыв Церкви звучит в благодатный период Великого поста, когда каждому человеку нужно усилить делание милосердия и других добрых дел, помня о словах Господа Иисуса Христа: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Мы собрали изречения святых отцов Горы Афон о пользе милосердия, для того чтобы и всем нам научится этой важнейшей христианской добродетели.

В чем отличие пятой седмицы Великого поста от других Великопостных дней

Четвертое воскресенье святого Великого поста открывает собой пятую седмицу. Богослужения пятой седмицы, несмотря на сохранение общего строя и покаянного характера, заметно отличаются от богослужений других великопостных дней.

Христианское фэнтези: 6 лучших авторов на все времена

«Опасный момент возникает, когда вымышленное смешивается с реальным. По сути, мистика отличается от фантастики именно этим – отсутствием четкой границы вымысла. В мистике правда и неправда всегда смешиваются». Писатель Дмитрий Емец – о том, что позволяет писателю жанр фэнтези и какие произведения «с христианским уклоном» в этом жанре можно прочитать.

Высокопреосвященнейший митрополит Лука
29.03.2017
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛУКИ, МИТРОПОЛИТА ЗАПОРОЖСКОГО И МЕЛИТОПОЛЬСКОГО, ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУ, КАЗАЧЕСТВУ И ВСЕМ БОГОЛЮБИВЫМ ЧАДАМ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ
Сергей Герук
29.03.2017
«ЕСЛИ ВАМ В ПОЧАЕВ – ОБРАТИТЕСЬ К БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ОНА ПОМОЖЕТ!..»
Юлия Пелюх
29.03.2017
Семь афонских историй о борьбе с гордостью и тщеславием
Рощеня Дарья
29.03.2017
Стояние Марии Египетской Как преодолеть «грешной жизни пустоту»?
Записала Наталья Горошкова
28.03.2017
Какую страсть сложнее всего победить человеку сегодня и во все времена
Юлия Пелюх
28.03.2017
Духовный опыт афонских старцев: почему возникает неверие и как от него спастись
Юлия Пелюх
28.03.2017
Рецепты для души: афонские монахи — о важности милосердия
Игумен Нектарий (Морозов)
27.03.2017
Святость – это не безгрешность и не совершенство
иерей Александр Ермолин
27.03.2017
Освящение квартиры: инструкция по применению
Священник Сергий Круглов
26.03.2017
“Ой, и меня вот этим помажьте!”
Юлия Пелюх
26.03.2017
В сети появилась возможность виртуально посетить Святую Землю
Священник Святослав Шевченко Беседовала Елена Харо
26.03.2017
Смерть приходит с монитора
записал протоиерей Владислав Софийчук
25.03.2017
Как победить свои грехи и страсти?— Великопостное интервью Предстоятеля
Сергей Комаров
25.03.2017
Без надежды на Бога жить невозможно
Протоиерей Андрей Николаиди
25.03.2017
В чем отличие пятой седмицы Великого поста от других Великопостных дней
Дмитрий Емец
24.03.2017
Христианское фэнтези: 6 лучших авторов на все времена
Юлия Пелюх
24.03.2017
Духовное оружие афонских монахов: что такое сластолюбие и как с ним бороться
Юлия Пелюх
24.03.2017
Духовный опыт афонских старцев: как бороться с раздражительностью
Ткаченко Александр
23.03.2017
Такой нестрашный грех
Юлия Пелюх
22.03.2017
Традиция печь «жаворонков» ко дню памяти 40 севастийских мучеников
Валентина Новикова
21.03.2017
О мальчике, крестике и птице, или какой фильм посмотреть в пост
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
19.03.2017
Почитая Крест, мы празднуем Воскресение наших душ
Иерей Дмитрий Матюшенко
19.03.2017
Как сохранить молитвенный настрой в течение Поста? Советы пастырей
Протоиерей Игорь Рябко, Юлия Коминко
14.03.2017
«Лечить нужно не Церковь, а свою бедную голову»
Протоиерей Игорь Рябко
13.03.2017
Исповедь бывшего революционера
Протоиерей Игорь Рябко
08.03.2017
Что такое «Анафема», или кого проклинает Церковь?
Святейший Патриарх Кирилл
01.03.2017
Что делать для того, чтобы победить страсть?
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
26.02.2017
Изгнание из Рая: мы сами лучше знаем, что такое добро и что такое зло
Ян Собило
24.02.2017
Война поставила нас по разные стороны баррикад, – католический епископ о набожном чиновнике ДНР
Протоиерей Александр Овчаренко
23.02.2017
Без прощения не бывает и Воскресения
Блаженнейший Митрополит Онуфрий
23.02.2017
Послание Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия к пастве Украинской Православной Церкви по случаю Прощеного воскресения и начала Великого поста
Иерей Дмитрий Матюшенко
17.02.2017
Cвятитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Беседа о Страшном Суде
Протоиерей Игорь Рябко
17.02.2017
Возможен ли майдан в раю?
Протоиерей Игорь Рябко
15.02.2017
Встретим ли мы Бога на лавочке возле райских ворот?
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.02.2017
Святой праведный Иоанн Кронштадский. Праздник Сретения
Наталья Горошкова
14.02.2017
Разговор с Блаженнейшим. Как встретить Сретение: для чего освящать свечи и воду
Иерей Максим Райков
14.02.2017
Коммерческая романтика
Протоиерей Игорь Рябко
13.02.2017
Зачем нам нужен непонятный язык богослужения
Протоиерей Игорь Рябко
11.02.2017
Наш Бог – коллекционер хороших душ, или все же Любящий Отец
Кирилл, участник Александровского бала
11.02.2017
Православная молодежь без кавычек
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95