×
Четверг, 29 Июня 2017
свт. Тихона, епископа Амафунтского (425);
прп. Тихона Медынского, Калужского (1492);
прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503);
прп. Моисея Оптинского (1862);
Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника, епископа Вышенского (2002);

сщмч. Тигрия, пресвитера и мч. Евтропия, чтеца (ок. 404);

сщмчч. Гермогена (Долганева), епископа Тобольского, Ефрема Долганева, Михаила Макарова, Петра Корелина, пресвитеров и мч. Константина Минятова (1918);
Четверг, 29 Июня 2017
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hram.zp.ua/pubitem/intervyu-predstoyatelya-ob-otnoshenii
голосов: 1
5 1
10 Февраля 2017 г

Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь, – эти слова из ветхозаветной книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 7: 39), являются актуальными и в наше время. С точки зрения христианства, память смертная – не панический страх, а покаянное воззрение на собственную жизнь и с надеждой на милосердие Божие.

https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/Mitropolit-Onufryy-logo.jpg https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/Mitropolit-Onufryy-logo-150x150.jpg

Почему же многие люди страшатся даже самой мысли о своей кончине? Как нужно относиться к эвтаназии, кремации и заочному отпеванию? Как пережить смерть близкого человека?

На эти и другие вопросы Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает ответы главному редактору «Церковной православной газеты».Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью полностью.

Смерть – не столько наказание, сколько необходимое лечение

Ваше Блаженство, как с духовной точки зрения объяснить, что такое смерть?

– Христианское отношение к смерти становится понятным в контексте понимания, что такое человеческая жизнь и что представляет собой человек. По замыслу Божию мы сотворены для вечности, по­этому смерть для нас – противоестественна. Если бы наши прародители в раю не нарушали заповедей Божиих, то жили бы вечно. После первородного греха человеческая природа стала смертной. Смерть является следствием отпадения от Бога.

– Получается, что своим грехопадением человек сам навлек на себя такое страшное наказание?

– Отчасти это так. Но если посмотреть глубже, то смерть – не столько наказание, сколько необходимое врачевание. Ведь если бы человечество, находясь в падшем состоянии, оставалось бессмертным, то оно бы все более и более духовно деградировало. И, как результат, превратилось бы в общество бесоподобных существ. По­этому милосердный Господь ограничил время нашей жизни, давая каждому возможность проявить свою волю в условиях внутренней борьбы между добром и злом. А когда наступит всеобщее воскресение, каждой душе будет дано новое тело, не подверженное греху, тлению и смерти. С этим бессмертным телом праведники войдут в рай, а грешники попадут в ад. В таком состоянии человек и будет пребывать в вечности.

Память о смерти все расставляет на свои места в земной жизни человека

– Почему у неверующего человека иное отношение к смерти, чем у верующего?

– Если человек не думает о Боге, то он старается отогнать от себя мысль о своей кончине. А когда видит смерть других людей, приходит в ужас, поскольку понимает: его жизнь закончится таким же образом. Для неверующего закончится все, к чему стремился и для чего трудился. Но такая душа все равно чувствует, что с приходом смерти отверзаются врата вечности. Каждому уготована участь по делам его: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8). Поэтому нам, верующим, очень важно понимать, что память смертная все расставляет на свои места. Ведь в таком случае становится предельно ясно: что более важно, а что менее важно, что первостепенно, а что вообще не имеет значения. После смерти станут ничтожными многие вещи, которые в земной жизни кажутся очень важными или вожделенными.

Боль о разлуке должна превратиться в ревностную духовную труд об умершем

– Во время каждой Литургии мы молимся о безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Чем это вызвано?

– Смерть – самый важный духовный экзамен для человека. Ведь мы знаем случаи, когда праведный человек в последний момент жизни, чаще всего по малодушию, отпадал от Бога, и наоборот – грешник, предельно глубоко осознав свое греховное состояние, приносил покаяние и сподоблялся великой милости от Бога. В качестве примера можно привести подвиги 40 Севастийских мучеников или покаяние благоразумного разбойника. Молясь о непостыдной кончине, мы просим Бога дать возможность приготовиться к смерти и духовно укрепить нас в этот последний и важнейший момент земной жизни, чтобы перейти в вечность в мире с Богом и ближними.

– Глядя на смерть близкого человека, многие скорбят. Как утешить таких людей?

– На этот вопрос отвечает святой апостол Павел: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4: 13). Конечно, мы скорбим о наших близких, когда они уходят в вечность. Но такая скорбь не должна быть отчаянной (как о безвозвратной потере). Смерть – всего лишь временное расставание с нашими близкими. И если мы сподобимся быть в Царствии Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить. Поэтому наша боль о расставании должна вылиться в ревностный духовный труд: нужно усердно подготовить душу к Царствию Небесному и сотворить крепкую молитву о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом.

– Чтобы пощадить умирающего, врачи иногда советуют скрыть от него правдивую информацию о состоянии здоровья. Оправдано ли это с духовной точкой зрения?

– Нет, конечно. Такую информацию скрывать нельзя: последний период – наиболее ответственный. Необходимо максимально тактично сообщить умирающему о его близкой кончине, душевно поддержать и подсказать, какие молитвы надо прочитать. Не стоит забывать, что смысл жизни – подготовка к вечности, встрече с Богом. Чрезвычайно важно, чтобы человек духовно подготовился к переходу в мир иной. В случае согласия больного, следует пригласить священника для совершения Исповеди и Причастия.

Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай

– Известно, что Церковь категорически отрицательно относится к эвтаназии. В странах, где «право на смерть» законодательно разрешено, врачи предоставляют такие «услуги» безнадежно больным по их просьбе. Бывает так, что больной долгое время тяжело страдает, не может умереть, и обезболивающие лекарства не помогают. Как можно помочь такому человеку?

– Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (см.: Иов. 12: 10). Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай (Исх. 20: 13). Что же касается просьбы больного (об ускорении смерти), то она зачастую вызвана болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или неверием. Если мы действительно желаем блага такому человеку, то необходимо убедить его в том, чтобы по-христиански закончить свой земной путь. В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страждущем: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси…». Важно помнить, что продолжительная болезнь умирающего – духовный крест для его родственников. Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды нужно рассматривать как духовные по слову Спасителя: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

– Сегодня используются различные реанимационные технологии, которые дают возможность поддерживать жизненно важные функции в течение длительного времени. Как относится Церковь к такому искусственному продлению существования тяжело больного?

– Разумеется, родным и близким хочется как можно дольше оттянуть момент смерти умирающего. Мы должны стремиться сделать все возможное, чтобы продлить жизнь больного, однако нужно помнить: такое искусственное оттягивание порой только продлевает его мучения. Медицинские средства не всегда могут вернуть к активной или осознанной жизни. Поэтому, продлевая жизнь больного, мы должны постараться духовно поддержать человека, пригласить священника для последнего напутствия, окружить своим душевным теплом и с любовью предать его в руки Божии.

Отношение Церкви к кремации и заочному отпеванию

– В последнее время вместо погребения часто совершают кремацию. Насколько она допустима в нынешних условиях?

– Мы не признаем кремацию, поскольку она не одобряется Священным Писанием. Издревле святая Церковь с молитвой совершала погребение тел усопших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения земля извергнет мертвецов (Ис. 26: 19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (см.: 1 Кор. 15: 42). Мы имеем надежду на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для жизни вечной. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (см.: 1 Кор. 3: 16). Поэтому погребение совершается с подобающим молитвенным почитанием усопшего.

Вместе с тем Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по различным причинам оказались погребены в водной стихии, остались лежать на поле брани, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали (в результате землетрясений или иных катастроф). Мы веруем, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (см.: Откр. 20: 13).

– Можно ли совершать так называемое заочное отпевание?

– Такого рода совершение отпевания получило широкое распространение в прошлом веке во время гонения на Церковь, закрытия храмов и вследствие недостатка священнослужителей. Заочное отпевание также нельзя признать соответствующим Преданию Церкви. Оно может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родственники усопшего не имеют другой возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, погибшего в авиакатастрофе или в иных чрезвычайных обстоятельствах.

Пастырям Церкви важно помнить: для многих людей, не получивших необходимого христианского воспитания, участие в совместной молитве при погребении может оказаться первым осмысленным опытом участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностью духовной жизни.

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Источник

Блаженнейший Митрополит Онуфрий

Комментариев нет

Читайте также

Поэт неба и земли

«Верую во Единого Бога Отца, Творца неба и земли…», – этими словами начинается православный Символ Веры, краткое, состоящее из 12-ти членов изложение сути вероисповедания Православной Церкви.

В Запорожскую епархию прибудет величайшая святыня – плачущая икона Божией Матери «Боянская»

С 01 июля по 08 июля 2017 года в Запорожскую епархию прибудет великая православная святыня Украины — слезоточивая икона Божией Матери «Боянская».

Молебен Запорожским Святым к 25-летию Запорожской Епархии

25 июня в храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы после божественной литургии благочинный Мелитопольского районного благочиния игумен Макарий (Шадрин) отслужил молебен Запорожским Святым к 25-летию Запорожской Епархии.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 3-я по Пятидесятнице

 Око это ум. Тело — это состав души. Таким образом, когда ум твой прост, чист, не загрязнен, тогда и светло, радостно в душе. Когда же ум твой лукавый, загрязнен — тогда и в душе темно, — говорит святитель Феофан Затворник.

Протоиерей Вячеслав Власенко
26.06.2017
Светлой памяти о. Александра Рось посвящается
Архимандрит Леонид (Шеремет)
26.06.2017
Памяти протоиерея Александра Рося
Сергей Кузнецов
23.06.2017
«Держава – це бог»? О путях украинской автокефалии в новом фильме об УПЦ
Протоієрей Костянтин Максимов
22.06.2017
100-річчя Олександрівського вікаріатства
Протоиерей Вячеслав Власенко
22.06.2017
Поэт неба и земли
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
21.06.2017
13 изречений афонских монахов о язычестве
Сергей Худиев
21.06.2017
Надо ли плакать о грехах
Беседовала Наталья Горошкова
21.06.2017
О коварной страсти, которая может свести с ума
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
20.06.2017
Кем работают афонские монахи: виды послушаний на Святой Горе
Денис Ахалашвили
20.06.2017
Когда посреди храмового великолепия вдруг настигает одиночество
Андрей Власов
20.06.2017
Филарет как главный враг украинской автокефалии
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
19.06.2017
11 изречений афонских монахов о грехе, который погубил Содом и Гомору
Записала Наталья Горошкова
19.06.2017
Основная причина, из-за которой люди теряют силу и таланты, становясь слабыми
Сергей Худиев
17.06.2017
Отнимает ли вера свободу: три важных момента
Иерей Андрей Чиженко
17.06.2017
Какие опасности таит в себе чрезмерное «обрядовое благочестие»?
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
15.06.2017
10 изречений афонских святых и старцев о суевериях
Священник Дионисий Костомаров
15.06.2017
«Остановиться, чтобы идти»
Архимандрит Силуан (Висан)
15.06.2017
Вот что значит любить!
Беседовала Наталья Горошкова
14.06.2017
О вредных и пагубных привычках в духовной жизни
Подготовил монах Кирилл (Попов)
14.06.2017
Как реагировать на критику Церкви? Советы пастырей
Записала Наталья Горошкова
12.06.2017
Почему нельзя игнорировать Петров пост
Записал протоиерей Владислав Софийчук
12.06.2017
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «Сохраняя чистоту Православия, мы привлекаем Божественную благодать — на себя, окружающих и все Отечество наше»
Беседовала Наталья Горошкова
12.06.2017
Как правильно провести отпуск в пост
Андрей Рогозянский
12.06.2017
Воспитание – фитнес души. Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Александр Бориславский, Назар Головко
10.06.2017
Власть любой ценой: как УГКЦ обманом и доносами выковала свое влияние
Священник Георгий Максимов
08.06.2017
Выходец из Антигуа, создавший «Африканскую православную Церковь»
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
08.06.2017
Вышла книга о невидимых афонских монахах
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
08.06.2017
11 изречений афонских монахов об информации и новостях
Синодальний інформаційно - просвітницький відділ УПЦ
07.06.2017
Предстоятель закликав слідкувати за своїми думками
Протоиерей Игорь Рябко
07.06.2017
Музыка слов души… Логосное измерение личности
Игумен Нектарий (Морозов)
07.06.2017
Медведи на велосипеде, или о даре ученичества
Юлия Пелюх
07.06.2017
Святитель Иннокентий Херсонский: слово о том, чем грех соблазняет человека
Протоиерей Вячеслав Власенко
05.06.2017
Протоиерей Вячеслав Власенко: «Молитва ко Святому Духу»
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
03.06.2017
12 изречений афонских монахов в защиту нерожденных детей
Записала Наталья Горошкова
03.06.2017
Троица: о смысле праздника, коленноприклонной молитве, зеленых облачениях
Андрей Рогозянский
03.06.2017
Были ваши, стали наши. Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Записал протоиерей Владислав Софийчук
31.05.2017
Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы?
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
31.05.2017
10 изречений афонских святых и старцев о человечности
Андрей Рогозянский
31.05.2017
«Вредные советы» родителям, или о философии Вовки в тридевятом царстве. Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
30.05.2017
Сквернословие: афонские святые и старцы о грехе, который важно побороть
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95