На что сегодня рассеивается наш ум? Куда мы тратим свое время? От того что будет происходить на критском соборе нашей душе будет не холодно, и не жарко. Холодно в Тартаре, и жарко в Озере огненном ей будет от иных вещей. От того что во время нашей земной жизни мы не успели заскочить на подножку лестницы ведущей на Небо.

Каждое время отличается своими особенностями духовного делания, каждое время особое. Особенность нашего времени в том, что мы превратились в духовных паралитиков (расслабленных). Понятие подвига исчезло из практики современного духовно делания. На каждой исповеди мы как правило повторяем одно и то же, каждый день похож на другой как две капли воды. Меняется только отражение в зеркале, но не моя душа. Какой была, такой и осталась. Так пройдет жизнь. Как спасаться сегодня? Что делать, когда чувствуешь что ты ни на что не способен? Сердце каменное и в душе пустота. Ни слез, ни умиления, и трудов, ни подвига. Живем «как все». Как все люди и, как все животные. Работаем, питаемся, спим, размножаемся, болеем, стареем, умираем. Очень редко улыбаемся, больше унываем. Дальше что?

Универсальная формула

Слова Христа, к кому бы они не были обращены, всегда носят универсальных характер. Слово Божие обладает особым свойством быть объясненным и понятым бесчисленное количество раз. Слова Христа обращенные к старцу Силуану «держи ум в аду и не отчаивайся» также имеют универсальное значение. Многие Святые Отцы видят в них помощь Божию людям нашего времени. Новизна и не обычность их формулировки создают сложность в их понимании, но это не должно быть препятствием для человека ищущего ответ на главный вопрос своей жизни «Как же мне спастись»?

Место ада для нашего ума:

МИР К КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ.

Все скорбное что случается в нашей жизни это наш личный ад. Болезни, война, потеря близких, нехватка денег, усталость от жизни, переживания, волнения, страх, боль, несправедливость, нанесенные обиды, и прочь – спасительные жернова для нашей души. Это средства которые обрабатывают алмаз души что бы сделать из него бриллиант. Это наш индивидуальный ад, в котором ежедневно находится наш ум. Чем глубже человек, тем глубже в нем понимание вселенской трагедии нашего мира, тем больше скорби в душе. В земном, историческом мире никогда не будет торжества правды и любви. Это место мучений. В нем мучаются все: животные, люди, птицы, деревья, все что живет – живет мучительно, и так же мучительно умирает. Попытка разбавить страдания радостью веселья похожа на пир во время чумы. На утро настаёт похмелье, а в дверь уже стучиться новая боль. Надежа в том, что этот ад жизни – есть помощь Бога нам. Это плавильня печь, в которой должны сгореть бактерии грехов нашей души.

ПРИСУТСВИЯ РЯДОМ ДИАВОЛА И ЕГО БЕСОВ.

Я думаю что наш читатель понимает — мир бесовский не фольклорный, и не сказочный. Но, я не уверен в том, что мы понимаем насколько значительно его участие в нашей жизни. На самом деле не проходит и дня, что бы он не пытался дирижировать нами. Многие из Отцов отвечая на вопрос «почему, если Бог Всемогущ, Он дает возможность диаволу искушать нас, подвергать бедствиям и страданиям?» говорили «потому что это для нас полезно». Существование демонического мира попущено для нашей же пользы. Он один из важнейших игроков в нашей судьбе. Его нельзя недооценивать. Он играет с нами настолько, насколько Бог ему это попускает. Он всегда будет строить тебе ловушки. Если нет диавола в твоей жизни, то это означает лишь одно – ты доживаешь свой век в его клетке. Если ты решил сбежать из его темницы, он будет гнаться и преследовать тебя до самого последнего вздоха, и даже после него. Он будет вооружать против тебя других людей (любимое его дело), он будет входить в тебя через твои мысли, он будет подстраивать ситуацию так, что бы ты пал или соблазнился. Он не будет знать покоя ни днем ни ночью, пока тебя не погубит.

БОГООСТАВЛЕНОСТЬ

«Где же Бог? Это самый тревожный симптом. Когда ты счастлив так что не нуждаешься в Нем Он, принимает тебя с распростертыми объятиями. Но попробуй обратиться к Нему, когда ты в отчаянии, когда все надежды напрасны, и что тебя ожидает? Дверь захлопывается перед твоим носом и ты слышишь, как дважды поворачивается ключ в замке, гремит засов — и потом тишина. Окна темны. Что означает Его явное присутствие во времена благополучия и полное отсутствие тогда, когда тебе необходима Его помощь в самый тяжелый момент твоей жизни»?

Клайв Стейплз Льюис «Боль утраты»

Эти слова великий писатель написал когда смерть забрала его горячо любимую жену. Человек существо которое по своей природе призвано любить и быть любимым. Мы видим красоту этого мира и она нас вдохновляет. Мы видим что мир, создан с потрясающей мудростью, и это нас восхищает. Мы понимаем что за красотой и мудростью мира стоит потрясающий Автор. Мы знаем о Нем из Откровения данного Им же самим. НО- нам мало знать что Бог – это Любовь, нам мало это понимать, нам надо чувствовать его любовь, нам хочеться жить в Его любви, нам нужно быть в Его любви, нам важно отдать ему нашу любовь. Но этого всего у нас нет. Мы знаем теорию, но в сердце пустота, и в душе вакуум.

Тоска по БОГУ – адская тоска по настоящей любви. Не той которая сегодня есть, а завтра нет. Не той, которая зависит от превратностей судьбы. Не той, которая может быть во мгновение уничтоженной временем и обстоятельствами жизни. А той самой, которая никогда не проходит и никуда не девается. Это тоска по Богу тоже наш ад.

САМООТСУЖДЕНИЕ

Корень всех наших проблем – гордость. «Человек – это звучит гордо»- писал в своей пьес М Горький. «Человек –это гордая глина» – учит нас старец Иосиф Исихаст и продолжает « Одна глина превозносится над другой; один кусок глины завидует, обманывает, презирает другого. Другой кусок глины пресмыкается или ворует у другого». Глина считает что она центр мира. Глина под нашими ногами это то, что осталось от нас самих. Это наше будущее. Когда то эта глина изыскано пахла, наряжалась, пленяла, очаровывала, завоёвывала, наслаждалась – теперь это просто грязь под нашими ногами. Человек забыл кто он без Бога. Он Адам (ивр. ‏אָדָם‎‏‎‎, букв. человек; однокоренное со словами ивр. ‏אדמה‎‏‎‎, земля и אדום, красный). Поэтому апостол Павел пишет «почитайте один другого высшим себя» (Фил 2;3) Авва Антоний говорит «ставь себя ниже животных». Пимен Великий признается ученикам «поверьте, где Сатана, там и я буду». Александрийский башмачник, который был свяче Антония Великого говорил «Все спасутся только я погибну». Есть базовый закон аскетики который звучит следующим образом «количество благодати прямо пропорционально количеству смирения». Отцы часто говорят об осуждении себя на вечные муки как об опыте духовного делания. Этот опыт приводит человека к совершенному раскаянию и глубочайшему смирению.

…и не отчаивайся.

Отчаяние – самое страшное что может произойти с душой. В отчаянии она дичает и теряет связь с Богом. Сформулированный совет Христов старцу Силуану говорит о царственном равновесии балансирующем между двумя пагубными помыслами «Ты святой» и «Ты не спасёшься». Оба эти помыслы внушаются диаволом. Завет Христа данный старцу очень близок к его словам «Претерпевший до конца спасен будет» Мф 24:13. Эти слова имеют абсолютную значимость для каждого из нас. Делание, которому обучил Христос старца Силуана, нацелено на очищение и охранение от всякого греха, освобождение от всякого влияния диавола, и самого ада, но также главным образом, на обретения смирения в совершенной форме. Смирение, на ряду с любовью, является главной христианской добродетелью. Тот кто держит ум в аду и всю свою надежду и упование направляет на милосердие Божие, является перед Богом подлинным «нищим духом», совершенно свободным от мира и от самого себя, вообще не полагающимся на себя, и ничего не ожидающим от своих усилий. Он опытно знает что все благое и скорбное случающиеся с ним -от Бога, и только от Него одного. Молитва его становиться интенсивной и непрерывной. И он уже может сказать вместе с апостолом : «И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2;20). Теперь он опытно знает и другие слова Господа «Сила моя в немощи совершаемся» (2 кор12:9). В самоуничижении он получает полноту бытия и благодати. Став ниже всех он возвышается над всеми.

Тот фак что совет «Держи ум в аду и не отчаивайся» дан самим Христом, следовательно равен Евангельскому, обязывает нас осуществлять его в доступной нам степени. Эти слова обладают универсальным смыслом, достаточным что бы в разные моменты жизни в соответствии с уровнем духовного преуспеяния каждый мог бы найти в них поддержку и помощь для движения вперед по пути в Богу.

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *