Контакты

69041, г. Запорожье, ул. Кияшко, 26

Звоните!

Антигуа и Барбуда – островное государство в Карибском море. Среди его сынов достойное место занимает Джордж МакГвайр, основатель «Африканской православной церкви». К моменту его смерти эта церковь насчитывала около 30 000 верующих, 50 клириков и десятки приходов в США, Уганде, Кении, Канаде, Венесуэле, Кубе и Антигуа. Что это был за человек, и почему свой духовный поиск он решил обратить в сторону Православия?

Джордж МакГвайр родился 28 марта 1866 года на острове Антигуа в селении Свитс. В этих краях прошли его детство и юность. Он окончил местную школу и колледж, а затем семинарию Моравской церкви. Шесть лет Александр был пастором этой церкви – с 1888 по 1894 годы.

В 1894 году он переезжает в США, где переходит в англиканство и спустя два года становится англиканским священником. Он был настоятелем церкви святого Филиппа в Ричмонде (1898–1900), церкви святого Фомы в Филадельфии (1901–1905) и миссионером для афроамериканцев в Арканзасе (1905–1909). О его проповедническом таланте свидетельствует тот факт, что всего за четыре года на этой должности он увеличил число миссий с одной до девяти.

В 1910 году он получает медицинское образование в Бостонском колледже. В это же время он основывает в Кембридже общину для чернокожих выходцев с Карибских островов, переселившихся в США. Однако эту общину Епископальная церковь не признает, и МакГвайр все больше убеждается в том, сколь малы перспективы для чернокожих общин в этой церкви, где его собственный епископ придерживался принципа сегрегации, то есть отделения черных прихожан от белых.

Получив известие о болезни матери, Джордж все оставляет и возвращается на Антигуа в 1913 году. Здесь он в течение пяти лет ухаживает за матерью, служит в Англиканской церкви и оказывает медицинскую помощь нуждающимся жителям.

После смерти матери МакГвайр возвращается в США и здесь принимает активное участие в движении за обеспечение гражданского и общественного равноправия для чернокожего населения. Будучи верующим человеком, он желает обеспечить такое равноправие и в церковной христианской жизни. Своим последователям он говорит: «Мы обязаны вернуться к родной Церкви». И в поисках этой Церкви Александр открывает для себя православную христианскую традицию. Она настолько воодушевляет его, что в 1921 году он неожиданно для многих объявляет о создании «Африканской православной церкви», главой которой и становится.

Почему же Джордж МакГвайр счел необходимым обратить взгляды чернокожих христиан Америки именно к Православной Церкви? Он называл две причины. Во-первых, потому что это оригинальная, подлинная Церковь Христа, имеющая непрерывное апостольское преемство. Во-вторых, потому что Православие «никогда не ассоциировалось с расизмом и колониализмом».

Чернокожие верующие с древнейших времен были частью Православной Церкви, становились и знаменитыми святыми

Действительно, чернокожие верующие с древнейших времен были частью этой Церкви и даже становились знаменитыми православными святыми. Например, преподобный Моисей Мурин, монах IV века, живший в Египетской пустыне, или блаженный Елезвой, царь Эфиопский.

Знакомству МакГвайра с Православием, как считается, помог уроженец Ямайки Роберт Морган, который вместе с ним был священником Епископальной церкви США и преемником МакГвайра на должности настоятеля церкви святого Филиппа в Ричмонде. Морган еще в начале ХХ века стал изучать историю Церкви, в результате чего убедился, что именно Православная Церковь есть «столп и утверждение истины». В 1904 году он отправился в Российскую империю, чтобы познакомиться с Православием уже не по книгам, а в жизни. Здесь он посетил монастыри и храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Одессы и даже стал особым гостем русского императора Николая II. Вскоре Роберт Морган принял Православие с именем Рафаил и в 1907 году был рукоположен митрополитом… в священника Константинопольской Православной Церкви.

Такой разительный контраст, когда молодой чернокожий христианин принимается с большой любовью на самом высоком уровне в православной стране и в то же время в своей собственной стране он не имеет права даже пить воду из того фонтанчика, из которого пьют белые, больше любых деклараций убеждал МакГвайра в том, что Православная Церковь не только в истории, но и в современности свободна от расизма.

Но, в отличие от отца Рафаила Моргана, Джордж МакГвайр пошел по другому пути, он не присоединился лично к Православной Церкви, а решил создать свою большую церковь, предполагая в будущем договориться о ее признании со стороны Православия. Инициатива МакГвайра быстро встретила сочувствующих, и прежде всего проживающие в США выходцы из Антигуа и других Карибских островов устремились в его церковь. Благодаря его проповедническому и организаторскому таланту количество верующих стремительно росло, и отделения церкви стали появляться за пределами США, в том числе и в Африке.

С самого начала Джордж МакГвайр вступил в переговоры с Русской Православной Церковью о его рукоположении, но хотя встретил доброе отношение к себе, не мог получить просимое. Причина в том, что он фактически хотел получить рукоположение от Церкви, клириком которой не собирался быть, но возглавлять при этом свою «независимую церковь», а это противоречит православным правилам и учению о Церкви. Однако он смог договориться об этом с архиепископом Вилеттом – главой самопровозглашенной «Американской католической церкви». Тот рукоположил Джорджа МакГвайра в сан епископа 28 сентября 1921 года.

В том же 1921 году МакГвайр встречается лично с патриархом Константинопольским Мелетием и проводит переговоры о возможности признания «Африканской православной церкви». Он убедил патриарха в том, что они верят в Троицу и две природы воплотившегося Христа, признают семь Вселенских Соборов, исповедуют неповрежденный Символ веры (без католической добавки filioque), почитают Богородицу, веруют в спасение не только верой, но и делами. По словам Джорджа, патриарх согласился, что их учение в этих пунктах православное, однако вопрос о признании и общении в таинствах был отложен до того времени, когда «Африканская православная церковь» «покажет стабильность и рост».

В наше время в Антигуа появился приход канонической Православной Церкви

В 1924 году следующий Константинопольский патриарх Григорий VII в рамках продолжающегося диалога запросил больше информации о церкви МакГвайра. Оказалось, что, хотя он во многом воспринял православное догматическое учение, во всем остальном, включая богослужение и приходскую жизнь, «Африканская православная церковь» продолжила держаться англиканских порядков. При жизни Джорджа МакГвайра ее перевод в полностью православное русло так и не состоялся, и поэтому она так и не стала частью Вселенской Православной Церкви.

Джордж умер 10 ноября 1934 года и похоронен в Бронксе. Уже после его смерти отделения «Африканской православной церкви» в Уганде и Кении, прихожане которых составляли более трети всех верующих, вошли в единство с канонической Православной Церковью и стали частью древнего Александрийского Патриархата. Таким образом, они довели до логического завершения то движение, которое инициировал МакГвайр. Благодаря его усилиям в конце концов тысячи африканцев нашли свой путь в Православие.

А в настоящее время и на родине Джорджа в Антигуа появился приход канонической Православной Церкви в юрисдикции Антиохийского Патриархата. Это можно считать красивым символическим завершением того пути, который этот выдающийся сын Антигуа начал сто лет назад.

Источник

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *