×
Понедельник, 11 Декабря 2017
прмч. и исп. Стефана Нового (767);
мч. Иринарха Севастийского и святых семи жен (303);

свт. Феодора Ростовского, архиепископа (1394);
мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII);

сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита (1937);
сщмчч. Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего, пресвитеров, прмчч. Рафаила (Тюпина), иеромонаха, Викентия (Никольского)монаха и мц. Анисии Маслановой (1937);
мц. Параскевы Федоровой (1938);
сщмч. Николая Крылова, пресвитера (1941);
Обре́тение мощей прписп. Сергия (Сребрянского), архимандрита (2000);
Понедельник, 11 Декабря 2017
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hram.zp.ua/pubitem/zachem-nam-nuzhen-neponyatnyy-yazyk-bogos
голосов: 1
5 1
13 Февраля 2017 г

Сегодня очень много разговоров ведется о богослужебном языке. И в частности ведется дискуссия о том, как целесообразнее совершать богослужение на украинском (или русском) разговорном, или же на устаревшем, и мало понятном церковнославянском. Дискуссия это не новая, и уже были попытки перевода богослужебных книг на русский язык. Готовность к этой работе была продемонстрирована собором РПЦ 1917-18 года. Правда дальше решений собора дело не пошло.

https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/111-23.jpg https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/111-23-150x150.jpg

Читайте также: как провести Великий Пост

Мы видим что в большинстве случаев сегодня богослужение в храмах УПЦ совершается на церковно-славянском языке, а у раскольников на украинском.  Давайте вместе разберемся чем для славянских народов  является язык церковнославянского богослужения, и что мы потерям, в том случае, если последуем опыту раскольников.

Церковь на территориинашей Родины существует уже более тысячи лет. И весь этот,не простой период ее истории,богослужения в наших храмах совершаться на церковнославянский язык.  Этот язык был общим для всех славянских народов, но, важно отметить то, что на нем никогда не разговаривали в быту. Кирилл и Мефодий не только составили Азбуку, он с Божией помощью, создали нечто значительно более, уникальное и не имеющее ни одного аналога в мире, как в прошлом так и в настоящем.

Древние языки обладают неким общим знаменателем, родством, единым корнем, из которого они происходят. Французский, Итальянский, Испанский…нисходят к общему Романскому языку. Немецкий, Английский, Голландский… к Германскому. Русский, Болгарский, Сербский… к славянскому.  Эта связь говорит о наличии общего предка у каждого языка, а в еще большей глубине, о наличии некоего праязыка на котором говорило допотопное человечество. У всех языков есть общий корень, а у каждой группы языков общий предок. Славянский языкдевятого  века это общий предок языков всех славянских народов.  Он был общим для всех славянских племен. Это, так называемый, поздний период существования праславянского языка.

 Именно в это время и начинается миссионерская деятельность святых Константина (Кирилла) и Мефодия. Первое, что нужно сразу подчеркнуть, так это то, что до святых братьев у славян не было письменности. Сегодня,не в меру ревнивые патриоты, пытаются доказать что у славян была своя грамота-  это не правда. Нет ни одного, дошедшего до нас текста, неписаного этой мифологической азбукой. Если бы она была, то таких текстов было бы много. Как правило сторонники праславянской письменности приводят в качестве примера «Валесову книгу», возникшую на горизонте науки в 1950 году, иякобы списанную с древних дощечек славян девятого век. Но, ведущие специалисты – филологи, однозначно доказали ее подложность. Это фальшивка относится к девятнадцатому веку.

Кирилл и Мефодий подвергли обработке каждый слой славянского  языка, каждый его уровень. Впервые ими была обработана славянская графика, орфография, фонетика. Сложно даже вообразить, что значит ввести в язык новый звук. Например звук «Ф» отсутствовал в фонетике славян той поры. Но Кирилл его вводит. В разговорной речи славян звук «Ф» появляется только через пятьсот лет после деятельности солунских братьев, и исключительно  благодаря славянской азбуке. Звук «Ф» был взят святыми у греков, они его обозначили в славянской  азбуке через буквы  «ферд» и  «фита».

Зачем братья вводили новые, не знакомы славянам звуки? Дело в том, что когда  Кирилл и Мефодий делали перевод православного богослужения на славянский язык, то они столкнулись с одной очень сложной проблемой. Язык славян не был  приспособлен в выражению философских и богословских вероучительных терминов.

Например в славянском языке есть слово «ПРАВ», соотносимое с греческим «ОРТОС», есть слово «СЛАВА» которому соответствует греческое«ДОКСА». Но у греков есть слово ОРТОДОКСИЯ,  а в славянском языке слова ПРАВОСЛАВИЕ нет. Более того, в нем  нет даже такого способа словообразования. Но, Кирилл и Мефодий не только вводят новые слова, они прививают нашему языку совершенно новую словообразовательную модель, которая стала теперь для нас родной.

Что бы как то сравнить то что мы сегодня читаем в богослужебных книгах, и то, с чем столкнулись Кирилл и Мефодий, нужно посмотреть на ранние летописи, и славянский фольклор. Грамматические конструкции славян очень примитивные. Это просто были сплошные сложные  перечисления И,И,И и А,А,А. «И пришли Аскольд ИДирИ все прочие выскочили Из лодок, И сказал Олег Аскольду ИДиру, вы не князья И не княжеского рода, И вынесли Игоря,  А вот сын Рюрика,  И убил Аскольда И Дира».

И вот на этот грамматический строй бесконечных И,ИА,А перечислений нужно было перевести сложнейшие смысловые философские, богословские и богослужебные понятия.  Именно поэтому Кирилл и Мефодий заимствуют из греческого языка грамматические конструкции, благодаря которым и возникает литературно богатство современных нам славянских языков.

Язык, который был получен в результате вот такого сложного преобразования, был всем славянам родной и понятный, но никогда не был разговорным. На нем никто никогда в быту не разговаривал. Более того, вся дальнейшая история церковнославянского языка это его подчеркнутое обособление от разговорного. Только в годы татарщины у нас, и в годы  туретчины у западных славян, стихийно церковнославянский язык  сближался с разговорным. Но, это не от хорошей жизни.  А в периоды расцвета, когда над языком работали книжники, святые и профессионалы, то он снова приподнимался над разговорным, и дистанцировался от него. 

Даже во время крещения Руси, когда казалось бы, можно было упросить, созданный святыми братьями язык, и низвести богослужение к славянскому  разговорному языку, князь Владимир не стал этого делать. Вместо этого он организует школы, и набирает туда способных детей которые учатся этому языку. А при Ярославе Мудром открываются так называемы «скриптории». Это места где работали книжники — профессионалы над переводом и написанием книг.

Церковнославянский язык  исключительно богослужебный, это язык специально созданный для молитвы. Функции литературного языка, которые он выполнял в средневековье, были дня него вторичны, и не органичны. Важная особенность этого языка в том, что он во всей своей полноте передается через текст, а не через звук. Письменный текст языка содержит больше информации, чем текст звучащий. На слух слова «МИР» и «МIР» звучат одинаково, а значения имеют разные. Этот язык всегда был первым учебным предметом всю историю существования нашей нормальной государственности, и оставался таковым до 1918 года.

Когда славяне были язычниками, то для передачи речи использовали «черты и резы». Это такая себе примитивная форма пиктограмм.  Как создается азбука для языка? Автор азбуки слышит речь, нарезает ее на звуки, и каждый звук обозначает  с помощью буквы. В языке мы с вами различаем звуки, и можем их передать в форме букв, лишь потому что мы хорошо знаем свой язык, и свою азбуку. А попробуйте, например, вычленить звуки речи у вьетнамца, китайца или японца. Это будет для нас сплошное бульканье и шипение. Кирилл не только  делит славянский язык на звуки, он идет дальше.

Так например есть звуки общие для славян и греков. А, М, Р, О и др. Для них святые  вводят одни и те же буквы. Есть специфически славянские звуки, которых у греков не было. Для них вводятся новые буквы. Ш, Ч. Ять…  Так получается что эта азбука может одновременно обслуживать два языка греческий и славянский, что делает ее универсальной. В мире нет ни одной такой азбуки.

         Кирилл и Мефодий вводят новую терминологию, которой не было у славян. Во-первых это были прямые заимствования типа «Ангел» и подобные. При этом братья применяют кальки к частям слов,  и вводят новый способ словообразования. Мило-Сердие, Цело-Мудрие, Злопо-Мнение и прочь.

         Чудом, я применю именно это слово в данном случае, были находки сделанные святыми братьями, которых не было в греческом языке. Например: Слово «Воскресение» у греков звучит ка «Анастисос» – что означает «просыпание», «пробуждение», «восстание» и в последнюю очередь «воскресение».  У славян был глагол «Кресите». «Кресите» идет от кресала – высекания (воскрешения) огня. Ольга говорила, заманивая в ловушку древлян, «мне мужа своего уже не кресити», т.е не воскресить.

Кирилл берет за основу не греческий язык, а славянский, и передает «Воскресение» через «Кресите», а не «Анастисос». Далее! К этому корню он привязывает слово «Крест». На греческом «Крест» звучит как «Ставрос». Авступление новых членов в Церковь, Кирилл обозначает также через слово «Крещение», а не через греческое «бабтизма»- погружение.

Таким образом мы получаем слова с общей основой «Кресите»-  «ВосКресение», «Крест», «Крещение», которых не было у славян, вместо греческих калек «Анастисос», «Ставрос», и «Бабтизма».  Сюда же подходит общее с греками слово «Христос». 

Таким образом рождается поэзия богослужебного текста. В мире нет ни одного языка, где бы слова «Христос», «Крест», «Крещение», «Воскресение», были бы связаны хотя бы на слух. Это лишь одни пример, их очень и очень много.

«Георгий», например, с греческого переводиться как «лучший». Но он ведь воин. А какой воин может быть лучшим? Конечно же храбрый. И у славян, благодаря Кириллу  — «Георгий» – это «храбрый». Святые солунские братья не просто копировали грецизмы, они их осмысляли в контексте менталитета славян, как бы сказали светские люди, с гениальной интуицией, а на самом деле при помощи Благодати, и при содействии Духа Святаго.

Следующий тезис важный, и я начну свой разговор для его иллюстрации издалека.  Азбука у всех народов вторична, по отношению к речи. Люди сначала говорили, а потом уже начинали писать. Первые азбуки – это пиктограммы. Хочешь написать «Бык»- нарисуй быка, или обознач его символом, как-то на него похожим. Знаки дорожного движения это современно пиктографическое письмо. Это вид письма в науке называется «идеографией» – записью идей.

         В истории народов мира нет ни одной оконченной идеографической азбуки. Потому что в языке сотни тысяч слов, присвоит каждому пиктограмму,  научить ее правильно читать, это очень большая роскошь. Ни одни народ на это не был способен.

Иногда происходило так, что люди приспосабливали идеографическое письмо под звуки слов. Например есть пиктограмма которая означает слово«Ко(а)за», есть пиктограмма со значением слова«Лось». Ставя рядом два этих символа писатель передает слово «Казалось».  Но это единичные случаи. Революция в этой области сделали финикийцы.

В 15-13 веке до Р.Х. они  создали алфавит, значение которого соизмеримо с изобретением колеса, а то и больше. Что это был за алфавит?  Бык- у финикийцев звучит как «Алеф», верблюд – это «Гимел», пишется как горбик. Дверь – «Далет», рисуется как треугольник, потому что двери в шатер были именно такими. Впервые финикийцы начинает обозначать пиктограммами, не только само понятие, которые несут в себе эти символы, но и первые звуки, с которые они начинаются. Бык-это А, Верблюд – это Г, дверь это Д и т.д.

Греки перенимают этот алфавит и саму идею у финикийцев, приспосабливают для себя, пиктографическую символику букв убирают, а оставляют в своем алфавите звуки в чистом виде. Что делают Кирилл и Мефодий? Они беря за основу греческий алфавит для славянской азбуки, оставляют первичное значение букв как звуков, но при этом также возвращают буквам значение пиктограмм. 

В название букв возвращается посторонний, по отношению к алфавиту смысл, но уже с духовным, богословским значением. Буквы снова впитывают символический словесный одухотворенный смысл. В славянском алфавите эти буквы — слова относятся к  разным частям речи, это и  существительные, и глаголы, и наречия, они все стоять в разных грамматических формах, но это не что иное как текст. «Аз» «буки» «веди» «глаголь» «добро» «весть» «покой» «рци» «слово» «твердо».. и прочь. Например даже слово «Земля», которое попало в эту славянскую пиктографическую азбуку, означает уже не грунт, а то, что в контексте псалмопевца Давида обозначает «воспойте Господеви вся земля».  Это не почва, а то что обозначается в науке как «биогеоценоз». Это все то что живет на этой территории, что летает над ней, и что существует внутри ее. Но, поскольку Давид словам«биогеоценоз» не пользовался, то и святые Кирилл и Мефодий используют для этого слово Земля.

На этот научная реконструкция славянской азбуки заканчивается. Все ученые согласны с тем, что она представляет собой, в том числе и пиктографическое письмо, но как его читать никто не знает. До нас не дошло смысловое значение славянских букв – пиктограмм. А святые Кирилл и Мефодий не оставили после себе, к сожалению, ни одного комментария по поводу созданной ими азбуки.  При большевиках вот эти духовные символы – пиктограммы букв были заменены на привычную уже нам  «Абевегедейку» которую мы с вами напевали в школе.

Выводы.

Церковнославянский язык — всегда был высоким стилем языка, таковым он остаётся и до сих пор. Это богослужебный язык, который никогда не использовался в разговорной речи, и был исключительно языком богослужения. Главная ценность церковнославянского языка – это его боговдохновенность. Созданный Кириллом и Мефодием, как язык  церковной – литургической практики, он является Богом — дарованным  языком молитвенного предстояния и разговора с Богом. Отказ от церковно-славянского языка, как языка богослужебного, переход в литургической практике на язык общеупотребительный, приводит к обмирщению, секуляризации и профанации  богослужения, к ее качественной деградации. Высокий стиль богослужебного языка, отличает литургическую практику славянских народов, в степень более превосходную, по сравнению с теми поместными церквами, в которых богослужение совершается на обычном, общеупотребильном языке.

Протоиерей Игорь Рябко

Комментарии  1
Кокоряб
7 Марта 2017 г
Спасибо за объяснения! Хоть и не со всеми утверждениями я согласна, но мне интересно было ознакомится с вашими аргументами.

Читайте также

В Международный день инвалида настоятель собора посетил нуждающуюся в помощи

3 декабря, в Международный день инвалидов, настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Олег Семенчук посетил участницу Великой Отечественной войны, вдову участника боевых действий - Дычок Наталью Ивановну, которой исполнился 91 год, и передал ей в дар от прихожан собора инвалидную коляску.

Не в силе Бог, а в правде

6 декабря 2017 года в селе Ново-Александровка Запорожского района торжественно встретили день своего небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, великого воина-молитвенника, подвижника и устроителя земли Русской.

11 аргументов о важности помогать ближним в изречениях афонских святых и старцев

Международный день волонтера отмечается 5 декабря. Добровольцы делают немало добрых дел, помогая ближним и тем самым исполняя волю Божию. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, почему важно оказывать помощь ближним, подавать милостыню – от всего сердца творить добрые дела.

20-летие «Запорожавтотранс»

1 декабря настоятель храма в честь святителя Луки Крымского при ЗОКБ протоиерей Александр Еремин, по приглашению руководителя предприятия Иванова Игоря Евгеньевича, принял участие в торжественном концерте, который был посвящен 20-летию "Запорожавтотранс" и "Херсонавтотранс".

Митрополит Антоний (Паканич)
08.12.2017
Кто такая родственная душа и как ее узнать? 3 признака
Игумен Нектарий (Морозов)
08.12.2017
Бизнес — школа для… христианина
Архимандрит Андрей (Конанос)
08.12.2017
Прошу тебя, найди кого-нибудь сегодня и скажи ему: «Я тебя люблю»
Сергей Худиев
06.12.2017
Почему Церковь отказалась венчать еретиков
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
06.12.2017
11 аргументов о важности помогать ближним в изречениях афонских святых и старцев
Андрей Музольф
06.12.2017
От чего уберегает колокольный звон?
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
01.12.2017
Предстоятель дав оцінку взаєминам УПЦ з Українською державою
Митрополит Антоний (Паканич)
01.12.2017
Лекарство для души. О главном признаке здоровой души
Архимандрит Клеопа (Илие)
01.12.2017
«Мы можем обрести вечность». Памяти архимандрита Клеопы (Илие) 1912–1998
Протоиерей Александр Авдюгин
30.11.2017
В пост занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг
Игумен Нектарий (Морозов)
30.11.2017
Способ спасения – жизнь
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
30.11.2017
Пенсионер из Новосибирска рассказал подробности о своем велопаломничестве на Святую Гору
Сергей Худиев
29.11.2017
Звонок из ада. Можно ли гневаться на плохих людей?
Протоиерей Александр Суворов
29.11.2017
Рождество заставляет изменить себя, и это неудобно
Денис Ахалашвили
29.11.2017
Православный на всю голову
Протоиерей Игорь Прекуп
28.11.2017
В пост человек освобождается от власти животного начала
Тит Коллиандер
28.11.2017
О смирении и бдительности
Митрополит Антоний (Паканич)
27.11.2017
Что нужно знать о Рождественском посте
Архимандрит Андрей (Конанос)
27.11.2017
Вместо Литургии мы спешим по делам или включаем телевизор
Инокиня Евгения (Сеньчукова)
27.11.2017
Рождественский пост: что нужно успеть каждому
Владимир БУТ
26.11.2017
Идеи голодомора — живы?
Сергей Худиев
23.11.2017
Откуда мы знаем, что Библия говорит правду?
Священник Александр Хворост
23.11.2017
Цифровой мир угрожает христианству
Юлия Пелюх
22.11.2017
Чудотворная икона «Скоропослушница». В чем и кому помогает?
Митрополит Антоний
22.11.2017
Позиция церкви: почему мы забываем о Боге?
Митрополит Антоний (Паканич)
21.11.2017
Собор Архистратига Михаила: как правильно провести этот день, что важно сделать, о чем молиться Архангелу Михаилу?
Протоиерей Димитрий Рощин
21.11.2017
Родительская неприкосновенность
Архимандрит Андрей (Конанос)
21.11.2017
Духовные рассуждения арх. Андрея (Конаноса) о еде: Через еду мы поглощаем весь мир
Иерей Андрей Чиженко
21.11.2017
Каким именно оружием святой Архистратиг Михаил победил сатану?
Протоиерей Дмитрий Лопатко
16.11.2017
Умиротворение и страх
Сергей Худиев
16.11.2017
Обязательно ли креститься, чтобы обрести вечное спасение?
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
16.11.2017
Афонский старец рассказал, как помочь душе человека, который совершил самоубийство
Митрополит Антоний (Паканич)
16.11.2017
Эволюция греха. Какой грех сложнее всего распознать
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
16.11.2017
Памяти протоиерея Сергия Тараненко
Протоиерей Владимир Шутов
14.11.2017
Как полюбить ближних?
Протоиерей Сергий Адодин
14.11.2017
«Я вспомнил угрюмую птицу…»
Архимандрит Андрей (Конанос)
13.11.2017
Попробуй любить врагов – и будешь спать спокойно ночью
митрополит Антоний (Паканич)
13.11.2017
Ошибки христиан, не изменившиеся за две тысячи лет
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
13.11.2017
Афонский старец назвал 5 причин, почему людям нужно посещать монастыри
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.11.2017
Памяти протоиерея Георгия Божко

Идеи голодомора — живы?

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95