×
Среда, 23 Августа 2017
сщмчч. Лаврентия, архидиакона, Сикста IIпапы Римского, Феликиссима и Агапита, диаконов, мч. Романа, Римских (258);
блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515);
Собор новомучеников и исповедников Соловецких;

Второе обре́тение и перенесение мощей прп. Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1998);

сщмч. Вячеслава Закедского, пресвитера (1918);
сщмч. Афанасия Кислова, пресвитера (1937);
Среда, 23 Августа 2017
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hram.zp.ua/pubitem/zachem-nam-nuzhen-neponyatnyy-yazyk-bogos
голосов: 1
5 1
13 Февраля 2017 г

Сегодня очень много разговоров ведется о богослужебном языке. И в частности ведется дискуссия о том, как целесообразнее совершать богослужение на украинском (или русском) разговорном, или же на устаревшем, и мало понятном церковнославянском. Дискуссия это не новая, и уже были попытки перевода богослужебных книг на русский язык. Готовность к этой работе была продемонстрирована собором РПЦ 1917-18 года. Правда дальше решений собора дело не пошло.

https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/111-23.jpg https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2017/02/111-23-150x150.jpg

Читайте также: как провести Великий Пост

Мы видим что в большинстве случаев сегодня богослужение в храмах УПЦ совершается на церковно-славянском языке, а у раскольников на украинском.  Давайте вместе разберемся чем для славянских народов  является язык церковнославянского богослужения, и что мы потерям, в том случае, если последуем опыту раскольников.

Церковь на территориинашей Родины существует уже более тысячи лет. И весь этот,не простой период ее истории,богослужения в наших храмах совершаться на церковнославянский язык.  Этот язык был общим для всех славянских народов, но, важно отметить то, что на нем никогда не разговаривали в быту. Кирилл и Мефодий не только составили Азбуку, он с Божией помощью, создали нечто значительно более, уникальное и не имеющее ни одного аналога в мире, как в прошлом так и в настоящем.

Древние языки обладают неким общим знаменателем, родством, единым корнем, из которого они происходят. Французский, Итальянский, Испанский…нисходят к общему Романскому языку. Немецкий, Английский, Голландский… к Германскому. Русский, Болгарский, Сербский… к славянскому.  Эта связь говорит о наличии общего предка у каждого языка, а в еще большей глубине, о наличии некоего праязыка на котором говорило допотопное человечество. У всех языков есть общий корень, а у каждой группы языков общий предок. Славянский языкдевятого  века это общий предок языков всех славянских народов.  Он был общим для всех славянских племен. Это, так называемый, поздний период существования праславянского языка.

 Именно в это время и начинается миссионерская деятельность святых Константина (Кирилла) и Мефодия. Первое, что нужно сразу подчеркнуть, так это то, что до святых братьев у славян не было письменности. Сегодня,не в меру ревнивые патриоты, пытаются доказать что у славян была своя грамота-  это не правда. Нет ни одного, дошедшего до нас текста, неписаного этой мифологической азбукой. Если бы она была, то таких текстов было бы много. Как правило сторонники праславянской письменности приводят в качестве примера «Валесову книгу», возникшую на горизонте науки в 1950 году, иякобы списанную с древних дощечек славян девятого век. Но, ведущие специалисты – филологи, однозначно доказали ее подложность. Это фальшивка относится к девятнадцатому веку.

Кирилл и Мефодий подвергли обработке каждый слой славянского  языка, каждый его уровень. Впервые ими была обработана славянская графика, орфография, фонетика. Сложно даже вообразить, что значит ввести в язык новый звук. Например звук «Ф» отсутствовал в фонетике славян той поры. Но Кирилл его вводит. В разговорной речи славян звук «Ф» появляется только через пятьсот лет после деятельности солунских братьев, и исключительно  благодаря славянской азбуке. Звук «Ф» был взят святыми у греков, они его обозначили в славянской  азбуке через буквы  «ферд» и  «фита».

Зачем братья вводили новые, не знакомы славянам звуки? Дело в том, что когда  Кирилл и Мефодий делали перевод православного богослужения на славянский язык, то они столкнулись с одной очень сложной проблемой. Язык славян не был  приспособлен в выражению философских и богословских вероучительных терминов.

Например в славянском языке есть слово «ПРАВ», соотносимое с греческим «ОРТОС», есть слово «СЛАВА» которому соответствует греческое«ДОКСА». Но у греков есть слово ОРТОДОКСИЯ,  а в славянском языке слова ПРАВОСЛАВИЕ нет. Более того, в нем  нет даже такого способа словообразования. Но, Кирилл и Мефодий не только вводят новые слова, они прививают нашему языку совершенно новую словообразовательную модель, которая стала теперь для нас родной.

Что бы как то сравнить то что мы сегодня читаем в богослужебных книгах, и то, с чем столкнулись Кирилл и Мефодий, нужно посмотреть на ранние летописи, и славянский фольклор. Грамматические конструкции славян очень примитивные. Это просто были сплошные сложные  перечисления И,И,И и А,А,А. «И пришли Аскольд ИДирИ все прочие выскочили Из лодок, И сказал Олег Аскольду ИДиру, вы не князья И не княжеского рода, И вынесли Игоря,  А вот сын Рюрика,  И убил Аскольда И Дира».

И вот на этот грамматический строй бесконечных И,ИА,А перечислений нужно было перевести сложнейшие смысловые философские, богословские и богослужебные понятия.  Именно поэтому Кирилл и Мефодий заимствуют из греческого языка грамматические конструкции, благодаря которым и возникает литературно богатство современных нам славянских языков.

Язык, который был получен в результате вот такого сложного преобразования, был всем славянам родной и понятный, но никогда не был разговорным. На нем никто никогда в быту не разговаривал. Более того, вся дальнейшая история церковнославянского языка это его подчеркнутое обособление от разговорного. Только в годы татарщины у нас, и в годы  туретчины у западных славян, стихийно церковнославянский язык  сближался с разговорным. Но, это не от хорошей жизни.  А в периоды расцвета, когда над языком работали книжники, святые и профессионалы, то он снова приподнимался над разговорным, и дистанцировался от него. 

Даже во время крещения Руси, когда казалось бы, можно было упросить, созданный святыми братьями язык, и низвести богослужение к славянскому  разговорному языку, князь Владимир не стал этого делать. Вместо этого он организует школы, и набирает туда способных детей которые учатся этому языку. А при Ярославе Мудром открываются так называемы «скриптории». Это места где работали книжники — профессионалы над переводом и написанием книг.

Церковнославянский язык  исключительно богослужебный, это язык специально созданный для молитвы. Функции литературного языка, которые он выполнял в средневековье, были дня него вторичны, и не органичны. Важная особенность этого языка в том, что он во всей своей полноте передается через текст, а не через звук. Письменный текст языка содержит больше информации, чем текст звучащий. На слух слова «МИР» и «МIР» звучат одинаково, а значения имеют разные. Этот язык всегда был первым учебным предметом всю историю существования нашей нормальной государственности, и оставался таковым до 1918 года.

Когда славяне были язычниками, то для передачи речи использовали «черты и резы». Это такая себе примитивная форма пиктограмм.  Как создается азбука для языка? Автор азбуки слышит речь, нарезает ее на звуки, и каждый звук обозначает  с помощью буквы. В языке мы с вами различаем звуки, и можем их передать в форме букв, лишь потому что мы хорошо знаем свой язык, и свою азбуку. А попробуйте, например, вычленить звуки речи у вьетнамца, китайца или японца. Это будет для нас сплошное бульканье и шипение. Кирилл не только  делит славянский язык на звуки, он идет дальше.

Так например есть звуки общие для славян и греков. А, М, Р, О и др. Для них святые  вводят одни и те же буквы. Есть специфически славянские звуки, которых у греков не было. Для них вводятся новые буквы. Ш, Ч. Ять…  Так получается что эта азбука может одновременно обслуживать два языка греческий и славянский, что делает ее универсальной. В мире нет ни одной такой азбуки.

         Кирилл и Мефодий вводят новую терминологию, которой не было у славян. Во-первых это были прямые заимствования типа «Ангел» и подобные. При этом братья применяют кальки к частям слов,  и вводят новый способ словообразования. Мило-Сердие, Цело-Мудрие, Злопо-Мнение и прочь.

         Чудом, я применю именно это слово в данном случае, были находки сделанные святыми братьями, которых не было в греческом языке. Например: Слово «Воскресение» у греков звучит ка «Анастисос» – что означает «просыпание», «пробуждение», «восстание» и в последнюю очередь «воскресение».  У славян был глагол «Кресите». «Кресите» идет от кресала – высекания (воскрешения) огня. Ольга говорила, заманивая в ловушку древлян, «мне мужа своего уже не кресити», т.е не воскресить.

Кирилл берет за основу не греческий язык, а славянский, и передает «Воскресение» через «Кресите», а не «Анастисос». Далее! К этому корню он привязывает слово «Крест». На греческом «Крест» звучит как «Ставрос». Авступление новых членов в Церковь, Кирилл обозначает также через слово «Крещение», а не через греческое «бабтизма»- погружение.

Таким образом мы получаем слова с общей основой «Кресите»-  «ВосКресение», «Крест», «Крещение», которых не было у славян, вместо греческих калек «Анастисос», «Ставрос», и «Бабтизма».  Сюда же подходит общее с греками слово «Христос». 

Таким образом рождается поэзия богослужебного текста. В мире нет ни одного языка, где бы слова «Христос», «Крест», «Крещение», «Воскресение», были бы связаны хотя бы на слух. Это лишь одни пример, их очень и очень много.

«Георгий», например, с греческого переводиться как «лучший». Но он ведь воин. А какой воин может быть лучшим? Конечно же храбрый. И у славян, благодаря Кириллу  — «Георгий» – это «храбрый». Святые солунские братья не просто копировали грецизмы, они их осмысляли в контексте менталитета славян, как бы сказали светские люди, с гениальной интуицией, а на самом деле при помощи Благодати, и при содействии Духа Святаго.

Следующий тезис важный, и я начну свой разговор для его иллюстрации издалека.  Азбука у всех народов вторична, по отношению к речи. Люди сначала говорили, а потом уже начинали писать. Первые азбуки – это пиктограммы. Хочешь написать «Бык»- нарисуй быка, или обознач его символом, как-то на него похожим. Знаки дорожного движения это современно пиктографическое письмо. Это вид письма в науке называется «идеографией» – записью идей.

         В истории народов мира нет ни одной оконченной идеографической азбуки. Потому что в языке сотни тысяч слов, присвоит каждому пиктограмму,  научить ее правильно читать, это очень большая роскошь. Ни одни народ на это не был способен.

Иногда происходило так, что люди приспосабливали идеографическое письмо под звуки слов. Например есть пиктограмма которая означает слово«Ко(а)за», есть пиктограмма со значением слова«Лось». Ставя рядом два этих символа писатель передает слово «Казалось».  Но это единичные случаи. Революция в этой области сделали финикийцы.

В 15-13 веке до Р.Х. они  создали алфавит, значение которого соизмеримо с изобретением колеса, а то и больше. Что это был за алфавит?  Бык- у финикийцев звучит как «Алеф», верблюд – это «Гимел», пишется как горбик. Дверь – «Далет», рисуется как треугольник, потому что двери в шатер были именно такими. Впервые финикийцы начинает обозначать пиктограммами, не только само понятие, которые несут в себе эти символы, но и первые звуки, с которые они начинаются. Бык-это А, Верблюд – это Г, дверь это Д и т.д.

Греки перенимают этот алфавит и саму идею у финикийцев, приспосабливают для себя, пиктографическую символику букв убирают, а оставляют в своем алфавите звуки в чистом виде. Что делают Кирилл и Мефодий? Они беря за основу греческий алфавит для славянской азбуки, оставляют первичное значение букв как звуков, но при этом также возвращают буквам значение пиктограмм. 

В название букв возвращается посторонний, по отношению к алфавиту смысл, но уже с духовным, богословским значением. Буквы снова впитывают символический словесный одухотворенный смысл. В славянском алфавите эти буквы — слова относятся к  разным частям речи, это и  существительные, и глаголы, и наречия, они все стоять в разных грамматических формах, но это не что иное как текст. «Аз» «буки» «веди» «глаголь» «добро» «весть» «покой» «рци» «слово» «твердо».. и прочь. Например даже слово «Земля», которое попало в эту славянскую пиктографическую азбуку, означает уже не грунт, а то, что в контексте псалмопевца Давида обозначает «воспойте Господеви вся земля».  Это не почва, а то что обозначается в науке как «биогеоценоз». Это все то что живет на этой территории, что летает над ней, и что существует внутри ее. Но, поскольку Давид словам«биогеоценоз» не пользовался, то и святые Кирилл и Мефодий используют для этого слово Земля.

На этот научная реконструкция славянской азбуки заканчивается. Все ученые согласны с тем, что она представляет собой, в том числе и пиктографическое письмо, но как его читать никто не знает. До нас не дошло смысловое значение славянских букв – пиктограмм. А святые Кирилл и Мефодий не оставили после себе, к сожалению, ни одного комментария по поводу созданной ими азбуки.  При большевиках вот эти духовные символы – пиктограммы букв были заменены на привычную уже нам  «Абевегедейку» которую мы с вами напевали в школе.

Выводы.

Церковнославянский язык — всегда был высоким стилем языка, таковым он остаётся и до сих пор. Это богослужебный язык, который никогда не использовался в разговорной речи, и был исключительно языком богослужения. Главная ценность церковнославянского языка – это его боговдохновенность. Созданный Кириллом и Мефодием, как язык  церковной – литургической практики, он является Богом — дарованным  языком молитвенного предстояния и разговора с Богом. Отказ от церковно-славянского языка, как языка богослужебного, переход в литургической практике на язык общеупотребительный, приводит к обмирщению, секуляризации и профанации  богослужения, к ее качественной деградации. Высокий стиль богослужебного языка, отличает литургическую практику славянских народов, в степень более превосходную, по сравнению с теми поместными церквами, в которых богослужение совершается на обычном, общеупотребильном языке.

Протоиерей Игорь Рябко

Комментарии  1
Кокоряб
7 Марта 2017 г
Спасибо за объяснения! Хоть и не со всеми утверждениями я согласна, но мне интересно было ознакомится с вашими аргументами.

Читайте также

Схиархимандрит Кирилл (Павлов). О прощении обид (проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице)

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф.18:35). Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15) – сие средство к оправданию от грехов самое легкое, вполне доступное для всех и всегда зависящее от нашей воли.

Годовщина интронизации Предстоятеля. Поздравление владыки Луки. Праздничное богослужение

17 августа, в день третьей годовщины интронизации Блаженнейшего митрополита Онуфрия, владыка Лука принял участие в Божественной литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, которую возглавил Предстоятель УПЦ

Священник посетил концерт, посвящённый 26-ой годовщине независимости Украины

22 августа, по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, Митрополита Запорожского и Мелитопольского, клирик Покровского архиерейского собора иерей Анатолий Ревтов посетил концерт, посвящённый 26-ой годовщине независимости Украины, который состоялся в Запорожском академическом областном  украинском музыкально-драматическом театре им. В. Г. Магара.

6 самых распространенных вопросов о Православии и православных

На вопросы читателей портала «Православная Жизнь» отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Епископ Иов (Смакоуз)
22.08.2017
О единственной причине духовного кризиса и всех земных бед – епископ Иов (Смакоуз)
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
22.08.2017
Афонский монах — о том, что разлучает человека с Богом и как с этим бороться
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
22.08.2017
Блаженніший Митрополит Онуфрій розповів про те, як зрозуміти, що ми грішимо
Протоиерей Александр Овчаренко
21.08.2017
Рэй Брэдбери: Лето, прощай
Вячеслав Власенко
18.08.2017
Вячеслав Власенко «Фавор» — поздравление с праздником Преображения
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
18.08.2017
19 фактов о Преображении Господнем, которые важно знать каждому
Архимандрит Андрей (Конанос)
18.08.2017
Ребенок не послушает духовника, если в семье все по-другому
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
18.08.2017
Блаженніший Митрополит Онуфрій: Земля — це тимчасове пристанище, яке ми повинні будемо колись залишити і перейти у вічну Батьківщину
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
17.08.2017
Українська Православна Церква молитовно відзначила третю річницю інтронізації свого Предстоятеля
Беседовала Наталья Горошкова
17.08.2017
6 самых распространенных вопросов о Православии и православных
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
16.08.2017
12 способов отличить беса от ангела — афонские святые о видениях
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
15.08.2017
Афонские монахи, о том как относиться к деньгам
Протоиерей Андрей Николаиди
15.08.2017
Почему мы болеем: о духовной схеме возникновения болезни
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
14.08.2017
Блаженніший Митрополит Онуфрій: Чим більш людина ввіряє своє життя Богу, тим сильнішою стає
Беседовала Наталья Горошкова
14.08.2017
Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?
Иерей Андрей Чиженко
14.08.2017
Что мы празднуем 14 августа – день памяти мучеников Маккавеев или «Маковия»? Почему в этот праздник освящается мед?
Архимандрит Андрей (Конанос)
11.08.2017
Ребенку нужно говорить, что в раю будет много мороженого
Игумен Нектарий (Морозов)
11.08.2017
О смягчении и вместимости сердца
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
11.08.2017
10 изречений афонских монахов о сновидениях
Святогорская Лавра
10.08.2017
Открытие первой Святогорской ярмарки
Екатерина Выхованец
09.08.2017
Не хочу учиться, хочу креститься, или Какая разница: Московский Патриархат или Киевский
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
09.08.2017
9 важных фактов о святом Пантелеимоне Целителе, которые важно знать каждому
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
09.08.2017
Блаженніший Митрополит Онуфрій: корисно для нас лише те, що говорить Бог
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
08.08.2017
Слово Патриарха. Неделя 8-я по Пятидесятнице
Беседовала Наталья Горошкова
08.08.2017
Не стоит путать чудо с волшебством
Архимандрит Андрей (Конанос)
08.08.2017
Небесный якорь
Протоиерей Андрей Николаиди
07.08.2017
Нужно ли заставлять себя молиться, что такое молитвенный подвиг?
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
07.08.2017
Блаженніший Митрополит Онуфрій: Ми – пензлик, яким Бог малює добро
Протоиерей Игорь Рябко
07.08.2017
Самый верный путь к пастырскому «выгоранию» и цинизму.
Юлия Котляр
04.08.2017
Юлия Котляр: «Святая Мироносица Мария»
Протоиерей Вячеслав Власенко
04.08.2017
Памяти священника Александра Рось (40 дней)
Кирилл Космин
03.08.2017
А был ли мученик? Кто и зачем раскручивает миф о новом украинском святом
Протоиерей Андрей Овчинников
03.08.2017
Мужья, любите своих жен
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
03.08.2017
Церква не може бути власністю людини, Вона є лише Христовою – Предстоятель
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
02.08.2017
12 важных фактов о пророке Илье
Иерей Андрей Чиженко
02.08.2017
Какой урок из жития пророка Илии может извлечь для себя православный христианин XXI века?
Архимандрит Андрей (Конанос)
01.08.2017
Уголек, к которому неполезно прикасаться
Юлия Котляр
31.07.2017
Юлия Котляр: «Святогорский образ Богоматери»
Архимандрит Андрей (Конанос)
31.07.2017
Святая Божественная литургия
Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ
31.07.2017
Блаженніший Митрополит Онуфрій: Сучасна людина сама собі створює проблеми і сама без Бога намагається їх вирішувати
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95