Мытарь и Фарисей. Духовность со знаком минус.

Много сказано и написано по поводу этой притчи. Казалось бы что можно еще нового сказать? Но все же давайте попробуем.

В Евангелии есть разные персонажи. Фарисей отличается от блудниц и мытарей тем, что последние это профессии, в такой же степени позорные как и доходные, а первый, благодаря Евангелию, превратился в психологический тип. Но, в глазах современников Христа, дело обстояло иначе.

Если взять современный классификатор профессий, то фарисей это «профессионал в области религии», проще говоря — профессиональный святой. В большинстве же своем это движение состояло из простого люда – торговцев и ремесленников. Совокупность самых разных факторов: патриотической позиции, практическое благочестие и невысокий уровень в сословной иерархии – объясняют большую популярность фарисеев среди иудейского народа. Они были эталоном праведности. Их численность в Палестине, по оценке Иосифа Флавия, насчитывалась лишь около шести тысяч.

Существовали две главные обязанности, которые налагались на членов фарисейских собраний. Скрупулезное исполнение пренебрегаемой в народе обязанности платить десятину и добросовестное следование предписаниям чистоты. Они отличались благотворительностью и пунктуальным соблюдением трех ежедневных часовых молитв и двух еженедельных постов.

Задача фарисейского движения яснее всего видна в ритуале обязательного омовения рук перед едой. Изначально эти омовения носили богослужебный характер и соблюдались лишь священниками – всякий раз, когда они ели священническую долю. Будучи мирянами, и налагая на себя правила священников, фарисеи показывали тем самым, что они представляют собой новое, истинное священство.

Красноречивы их самоназвания: «благочестивые», «праведные», «богобоязненные», и в особенности – «фарисеи». Последнее является еврейским словом, означавшим «отделенный» и понимаемым как синоним слова «святой».

Как получилось что хранители и знатоки закона, ревнители религиозной жизни, лучшие представители еврейского народа, превратились в синоним лицемеров? Ведь фарисей любит добро, любит закон, исполняет его чисто и безукоризненно. Чем же он плох? Тем, что внутри не таков, каким старается выглядеть снаружи. Но, если мы с этим критерием подойдем к нашей повседневной действительности, то вынуждены будем присвоить статус фарисейства всему что нас окружает.

Любая реклама продукции – циничное лицемерие, продавцы на рынках и бутиках – лицемеры, банковская система — вся на сквозь пропитана фарисейством, производители товара – то же самое. Женщины скрывают свои морщины пудрой, складки жира одеждой широкого покроя, пот под мышками – дезодорантами и прочь и т.п. Покойник в гробу и тот лицемерит. Но, никому в голову не придет назвать менеджера автосалона, косметического работника морга, или едущую знойным летнем днем женщину в маршрутке – фарисейкой.

В чем здесь загвоздка? А в том, что мы от них чего другого и не ожидаем. А фарисей это человек, который не оправдывает ожиданий, который претендуя на эталон, ему не соответствует.

Поэтому более всего наименование фарисей, ставшее оскорбительным, употребляется по отношению к политикам и религиозным людям. Первые декларируют заботу о народе, от вторых ожидается «профессиональная святость». И первые, и вторые привычно приносят массу разочарований, поскольку политики и не думают кому-либо служить, кроме себя, а религиозные люди попросту недотягивают до идеала. Все остальные люди в ту же степень, если не больше, больны теми же грехами и пороками, но им кажется, что их грехи извиняются отсутствием особых ожиданий праведности. А вот политики и церковники, те, мол, другое дело.

Оно и понятно, если политик со слезами на глазах говорит по телевидению: «Утром мажу бутерброд — Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот»! (Л. Филатов) , а народ видит что лезет в рот бутерброд, и хорошо лезет, всех как-то тошнит от такого лицемерия.

Или если батюшка приехав во двор храма на «Ferrari F12 Berlinetta» смиренно опустив глаза на свои туфли из кожи крокодила, скажет обличительную и душеспасительную проповедь на слова Спасителя «Горе вам богатые», но нам также вспомнятся слова классика « … И крепко на руку нечист… Когда ж об честности высокой говорит…Глаза в крови, лицо горит, Сам плачет, и мы все рыдаем. (А С Грибоедов «Горе от ума»)

Но осуждая таких людей мы как то забываем о том, что мы с вами почти все без исключения больны фарисейством не в меньшей, а может быть и в большей степени. Сегодня человек мелкий пошел, наверное выродился. Мелкий человек в миру отличается от своего собрата в Церкви тем, что первый пафосно рассуждает о правах человека и гражданина, а второй дежурно бубнит о смирении.

Но главное даже не это, а то, что мы (христиане) живем в той же мирской атмосфере замкнутости и эгоизма, в которой никто никому толком не нужен. Человек не нужен никому в миру. Это прописная истина. Но сплошь и рядом он никому не нужен и в Церкви. Человека привычно и повсеместно используют, и нигде не любят.

Если же мы говорим, что мы «иные», что мы умеем любить и болезней мира нет в нас, и нам от этих слов не стыдно, то мы относимся к самой опасной разновидности фарисеев, к тем кто верит в собственную святость. Это не просто лицемер, этот фарисей больной, он в духовном самообольщении. Эта как раз те фарисеи которые хоть и скупо, но ярко описаны в Евангелии. Они считали себя чистыми и были убеждены в своей ритуально-нравственной чистоте.

Сколько вокруг нас «профессионально верующих» прихожан которые обижаются на Бога за то, что Он до сих пор не стер в пыль и прах «всех этих». Которые, подымая указательный палец вверх, обличают в храмах неправильно одетых и густо накрашенных. Хотя их самих уже давно даже мухи облетают стороной. Это хронически неизлечимый, влюбленный по уши в самого себя тип фарисея, который готов исправлять сначала правящего архиерея, а потом уже и Господа Бога, подсказывая Ему «как правильно, и как положено».

Более распространенный, и не столь безнадежный, другой тип фарисея, который знает о своей внутренней худости, и не имея сил «быть» старается «казаться». Своим притворством он платит дань добродетели, самой игрой в праведность, он представляет праведность высшей ценностью. Происходит это потому, что религиозная жизнь морально насыщена по определению, а требований к человеку всегда можно предъявить больше, чем он способен исполнить.

Но суть фарисейства от этого не меняется. Между «быть» и «казаться» он выбирает «казаться», и если окружающие ему поверили, то он уже и не будет пытаться «быть». И самое страшное, что может с ним случиться, так это то, что он и сам будут уверен в том, что его игра правдива и не лицемерна.

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *